«Поводом для картины может быть что угодно: строчка в стихе, поворот чьей-то головы в метро или автобусе, кусок кровельного железа, впечатление от репродукции или плохой фотографии в газете. Главное – быть готовым. Чаще всего толчок к картине возникает от поэзии» (Валерий Лукка).
Выставка живописи Валерия Лукки «Бродяга и Борей» так и возникла – из поэзии. Название ей дал двухтомный сборник стихов и прозы Николая Лукки (1948–2017), брата художника.
Отбирая работы к выставке, Валерий Лукка продолжает безмолвный, но зримый диалог с братом. Картина «Окраина Колпино» в ответ на цикл стихов «Здравствуй, Колпино» и «Весна в Колпино», живописный «Кочегар» в память о целой эпохе, когда Николай и Валерий работали в угольных котельных. «Кочегарские» стихи у Николая тоже есть.
Возможно и встречное движение – живопись становится поводом к стихам. «Коля любил живопись. И пристрастился к ней гораздо раньше меня. Пространство от Ван дер Гуса до Ван Гога, от Джотто до Сезанна было его личной территорией. Как он относился к моим опусам? Скорее всего, скептически. Так мне казалось. И я неохотно показывал ему свои работы. Может быть, напрасно» (Валерий Лукка). Стихотворения «Разглядывая «Корабль дураков» Иеронима Босха», «Малые голландцы», «Автопортрет в духе Арчимбольдо» – очевидное свидетельство, что изобразительное искусство личная территория Николая Лукки.
Экспозиция в целом как художественное высказывание получилась очень личной и пронзительной: «Семейный портрет» (второе название – горький возглас «Я ничего не помню») с пустыми прямоугольниками вместо лиц, двойной портрет с братом, работы «Мой брат» и «Я никогда вместе с Колей не был в Париже» как вздох сожаления о том, что уже невозможно изменить.
Выставка «Бродяга и Борей», инспирированная поэзией, так естественна в доме поэта. Одно из живописных произведений в экспозиции посвящено стихам Анны Ахматовой «Небывалая осень построила купол высокий...», обращенным к Николаю Пунину.