До своего столетия писатель Даниил Гранин не дожил всего полтора года, до конца дней оставаясь не только востребованной личностью, но и возглавляя Международный благотворительный фонд имени Дмитрия Лихачева. Искренне считая великого мыслителя «замечательным образцом нравственного человека», для которого «культура была на первом месте», Даниил Александрович также не боялся критически высказываться о состоянии культуры и смело осуждал политику власть имущих.
Почти все литературные произведения Даниила Гранина были посвящены научным изысканиям, борьбе между настоящими, принципиальными учёными и людьми недаровитыми, карьеристами, бюрократами. Известным его сделали романы «Искатели» (1955 г.) и «Иду на грозу» (1962 г.), повести и рассказы, документально-публицистические произведения на исторические темы и биографии учёных. Но знаковой для Гранина стала написанная совместно с Алесем Адамовичем на основе воспоминаний и дневников сотен блокадников «Блокадная книга» (1979 г.) о героическом сопротивлении Ленинграда вражеской блокаде. Впервые часть её была напечатана с купюрами в журнале «Новый мир» (1977 г.) и только в 1984 г. после смены партийного руководства города книга была издана. Сам Даниил Гранин называл девятьсот дней блокады Ленинграда «эпопеей человеческих страданий», а для читателей документальные истории жизни людей в осажденном городе стали настоящим откровением в понимании масштаба и глубины трагедии войны. Опубликованные главы вызвали большой читательский интерес, поэтому на организуемых встречах, авторы книги не только отвечали на вопросы, но и зачитывали неизданные материалы.
В 1983 году на одной из таких встреч, организованной в Союзе писателей Ленинграда, побывал художник Олег Гречкин и сделал с выступающих писателей несколько портретных зарисовок. На одной из них Даниил Гранин внимательно читает, на других - уже отвечает или готовится отвечать, собираясь с мыслями. С одного из портретов Гранина, в том же 1983 г., Олег Гречкин сделал гравюру в технике «сухая игла» в интересно найденном ракурсе: со сложенными на груди руками, несколько откинутой головой и добродушной усмешкой на лице. Нельзя не отметить и еще один портрет, выполненный уже в 1988 г. в технике «сепия», на которой Даниил Александрович представляется спокойно размышляющим. Портретов Алеся Адамовича на выставке только два, они созданы в разное время и поэтому тоже разные: портрет 1983 г. изображает уверенного и независимого писателя, а вот портрет 1988 г. – это уже более степенный и спокойный литературовед.
На выставке представлена лишь небольшая часть работ О. Гречкина, посвященная Д. Гранину, которая еще никогда не показывалась широкой публике. Благодаря юбилею писателя, появился повод вспомнить о Данииле Александровиче и его знаменитых словах и, одновременно, обратить внимание на талантливого художника Олега Гречкина и его умение подмечать главное.