Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.

16+

Выставка "Гравюры и рисунки: диалог искусств от Дюрера до Гойи"

1210

Страница была создана и обновлена 22.08.2023

Повысить аудиторию мероприятия
Когда
с 17 июня 2023 г. 11:00
по 1 октября 2023 г. 11:00
мероприятие прошло
Место +7 (812) 710-90-79 Зимний дворец Петра I. Государственный Эрмитаж
СПб, наб. Дворцовая, д. 32 на карте
  Адмиралтейская (719 метров построить маршрут до метро)
  Невский проспект (952 метра пройти от метро)
  Гостиный двор (1.3 км)

Центральный район
Цена, Р 600600
Сайт https://www.hermitagemuseum.org
Теги графикаисторияклассическое искусствоискусстводо 1000 рубвременные выставкихудожественные выставкитематические выставки

Внести изменения Внести изменения
 

Эрмитаж хранит более 600 000 гравюр и рисунков европейских мастеров, в их числе – мировые шедевры. Это пятая часть всей коллекции музея, которая, однако, не представлена на постоянной экспозиции. Причина проста: гравюры и рисунки нельзя длительное время держать на свету: они выгорают и ветшают, а, значит, не могут надолго покидать хранилище. Их показывают лишь на временных выставках, которые проходят не так часто, как того хотелось бы зрителям.

Отныне эта ситуация изменилась: в пяти залах на третьем этаже Зимнего дворца (№ 324–328) раз в четыре месяца будут сменять друг друга тематические экспозиции, демонстрирующие часть фондов европейской гравюры и рисунка XV–XX веков. Среди тем, которые планируют затронуть кураторы – история графики и история коллекционирования, шедевры прославленных мастеров и новые находки, своеобразие техник и материалов, сюжеты, смыслы и контексты графических листов.

«Эрмитаж делает новый шаг в развитии интеллигентной программы обеспечения доступности музейных коллекций, – говорит генеральный директор Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский. – Рядом с Запасной галереей живописи на третьем этаже Зимнего дворца и в параллель Кабинету книги художника в Главном штабе мы открываем Галерею графики для экспонирования искусства, которое нельзя показывать постоянно».

Задача Галереи графики – стать местом встреч и диалогов знатоков и любителей, художников и коллекционеров, центром притяжения всех неравнодушных к этому изысканному искусству.

Первая экспозиция в Галерее посвящена взаимосвязи гравюры и рисунка. Она представляет лучшие образцы эрмитажной коллекции, шедевры мастеров, активно работавших в обоих видах искусства: более 100 листов, в числе которых произведения Дюрера, Пармиджанино, Голциуса, Рубенса, Рембрандта, Гойи и других.

Сопоставление работ, выполненных художниками в разных техниках, позволяет лучше понять своеобразие обоих видов искусства: строгость, законченность и детализированность эстампа, подчас создававшегося много месяцев, адресованного широкой аудитории, и живость, спонтанность, свободу рисунка, который мог возникнуть за несколько мгновений и не предназначаться для посторонних глаз.

Среди экспонатов выставки – зарисовки причудливых па персонажей комедии дель арте, выполненные рукой знаменитого Жака Калло, загадочные процессии восточных мудрецов в поисках тайного знания на листах «Scherzi di Fantasia» венецианского виртуоза Джованни Баттиста Тьеполо, изысканные до экстравагантности женские силуэты на эстампах и рисунках лотарингского маньериста Жака Белланжа, а также многие другие графические произведения.

Особое внимание уделяется подготовительным рисункам к гравюрам – творческой кухне великих художников. Демонстрируются все этапы создания произведения: от первых натурных штудий и последующей разработки до законченных композиций.

К ранним подготовительным наброскам относится лист Альбрехта Дюрера «Аллегория Правосудия». Этот этюд с натуры был выполнен мастером в 1496–1498 годах в ходе работы над гравюрой «Солнце Правосудия». Таким образом на выставке представлены начальная и конечная точки процесса, мы можем проследить развитие художественного образа от эскизного наброска пером к сложной, насыщенной символическим смыслом резцовой гравюре.

Важнейшую роль играл подготовительный рисунок и в творчестве Жака Калло. Подавляющее большинство его рисунков, дошедших до нас, – наброски к офортам. В их числе подробный композиционный эскиз для гравюры «Искушение святого Антония», этюды отдельных фигур к гравюрной серии «Балли ди Сфессания», или «Танцы бескостных».

В отличие от Калло, Рубенс почти не занимался гравюрой. В его доме в Антверпене находилась специальная мастерская, где профессиональные гравёры работали над копированием произведений знаменитого фламандца. Нередко они сами делали подготовительные рисунки, которые затем собственноручно корректировал Рубенс.

В наследии Рембрандта эскизы к гравюрам крайне малочисленны. Обладая безупречной меткостью глаза и твёрдой рукой, он чаще всего наносил рисунок будущей композиции прямо на гравировальную доску. Однако на выставке можно увидеть «Этюд с верблюдами», натурную зарисовку, вероятно, служившую Рембрандту подспорьем при создании офорта «Христос, исцеляющий больных», или «Лист в сто гульденов».

Отдельно представлены гравюры, создававшиеся в подражание рисункам – изысканные цветные листы XVIII века в сложных техниках, виртуозно воспроизводящие все особенности оригиналов.

В последнем небольшом разделе, напротив, выставляются рисунки, восходящие к гравюрам: от имитации гравюрного штриха до обманок с изображением эстампов.

К выставке выпущен буклет со статьями кураторов, планируется проведение тематических экскурсий.

Кураторы выставки – Карина Владимировна Красильникова и Василий Михайлович Успенский, научные сотрудники Отдела западноевропейского изобразительного искусства.

.Читать полностью

 

Как добраться

Маршрут
Рекомендованы для посещения Петербургом2
Самый большой музей любви и эротики 18+Самый большой музей любви и эротики 18+Почувствуй себя героем игры Angry BirdsПочувствуй себя героем игры Angry BirdsНескучные музеи для взрослых и детейНескучные музеи для взрослых и детейГосударственный музей-заповедник ПетергофГосударственный музей-заповедник ПетергофIT ресторан ИгристыеIT ресторан Игристые
Отзывы о событии Выставка "Гравюры и рисунки: диалог искусств от Дюрера до Гойи"Пожаловаться
0
Оценить событие   

Комментарии посетителей о событии

Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте
Ваше имя
 
Елизавета Крылова30 марта 2019 г. 11:36
Впервые была в Эрмитаже. И первую выставку, которую я решила посетить - это Зимний дворец Петра. Эмоции переполняют через край. Это нереально красиво.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Яна Емелькина23 октября 2012 г. 18:25
Спасибо
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Иван Иванов8 апреля 2012 г. 19:52
Не хватает слов, чтобы описать то чудо, которое видно спустя столетия!!! Всем, кто любит Санкт-Петербург(а не Питер) следует обязательно посетить этот музей! Не пожалеете!
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Андрей Смирнов16 марта 2012 г. 0:38
Посмотреть экспозицию не удалось...Система продажи билетов оставляет желать лучшего....И это музей под патронажем Эрмитажа....
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Andrey16 марта 2012 г. 0:35
Посмотреть экспозицию не удалось....Система продажи билетов оставляет желать лучшего.....И это музей под патронажем Эрмитажа...
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Главное
Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю