Выставка, посвященная историку искусства и критику, во многом благодаря которому художники «ленинградской школы» вошли в историю русского искусства как явление. В экспозиции представлены живопись и графика, автографы, письма, дневники, фотографии и мемории из собрания музея и частных коллекций. Выставка создана в соавторстве с Галеев-Галереей (Москва).
«Всеволод Николаевич Петров был необычен во всем. Пожалуй, он оставался одним из последних представителей старой петербургской интеллигенции, с которым свела меня судьба. Его манера держаться в обществе была столь непривычна, что вызывала у не знавших его людей удивление», – вспоминал художник Валентин Курдов.
Экспозиция построена по принципу «кругов» – семейных, дружеских и профессиональных, важных для Всеволода Петрова в разные годы. Круг поэта Михаила Кузмина, у которого Петров бывал почти ежедневно с 1933 по 1936, представлен графикой самого Кузмина, Юрия Юркуна и Ольги Гильдебрандт, портретами поэта разных лет и редкими архивными материалами. Круг Даниила Хармса – рукописями, фотографиями, уникальной афишей театрализованного представления обэриутов «Три левых часа» 1928 года, трубкой, принадлежавшей поэту. «Мне выпала судьба стать последним другом Хармса. Нашей дружбе был отмерен короткий срок. Она оборвалась насильственно, едва дойдя до высшей точки», – писал Всеволод Николаевич в очерке «Воспоминания о Хармсе».
Одно из центральных мест на выставке отведено Русскому музею и Фонтанному Дому. Всеволод Николаевич был сотрудником Русского музея начиная с 1932 года и там познакомился с историком искусства Николаем Пуниным: «Этот юноша – мой ученик», – так в середине 1930-х он представил Всеволода Петрова художнику Николаю Тырсе. Пунин ввел молодого человека в свой дом, познакомил с Анной Ахматовой и Львом Гумилевым.
Круг художников, с которыми Петров дружил, о которых писал, представлен блистательными работами Николая Тырсы, Владимира Лебедева, Татьяны Глебовой, Анны Лепорской, Алисы Порет, Владимира Стерлигова, Герты Неменовой, Алексея Успенского, Валентина Курдова и многих других «его художников» – редкими, подчас неожиданными и полузабытыми произведениями.