«Режимы доступа» — термин, используемый философом Тимоти Мортоном для описания способов взаимодействий с вещами/объектами. Вещь/объект следует понимать в феноменологическом смысле: как любой объект, субъект, явление и связи между ними, иными словами — все, что угодно.
Режимы доступа включают в себя разрезание, поедание, мышление, игнорирование, фотографирование, удары молотком, рисование, исследование с помощью микроскопа, расщепление на части, разгон в коллайдере, научное описание, статистические данные и любые иные способы взаимодействия. В повседневном опыте люди стремятся сделать вещи нейтральными и «прирученными», они замечают их существование лишь при поломке или нестандартном поведении вещей...
Ученые, вооружившись всевозможными инструментами и технологиями, извлекают данные из вещей, и это делает вещи «странными». Художники используют иные режимы доступа, включая себя самих в опыт проживания данных и объектов, при этом художники, вступая в диалог со странными вещами, не только получают доступ к вещи, но и открывают доступ к себе, создавая новые связи. Задача учёных и художников схожа: они исследуют вещи (мир), не пытаясь их вписать в нейтральные системы, которые принято не замечать.
Искусство, наука и личный опыт художника формируют новый объект, включенный в отношения с пространством галереи и в отношения между другими объектами в этом пространстве (среди которых и посетители выставки). Именно этот опыт художественного включения открывает наиболее актуальный сегодня режим доступа к вещам, позволяющий проживать научные данные и включать технологии в персональный опыт, преодолевать разрывы между людьми и не-людьми. Присмотревшись к каждой работе, можно прочувствовать и расслышать эту сонастройку между вещами. Настройка на вещи — это то, что мы можем сделать, даже если восприятие вещи во всей полноте невозможно.
Куратор выставки — Артур Константинов.