ДШ: Есть мнение, что тяга к творчеству это спящий вирус, и нужна случайная психотравма, чтобы процесс запустить. Это твой случай?
ВС: Пожалуй. Все началось c моей спонтанной поездки в Косово в 2005-м году. Я тогда был по делам в Сербии и вдруг зачем-то решил увидеть Косово своими глазами. С собой у меня тогда была какая-то цифровая фото-мыльница, купленная пару месяцев назад. До нее никаких камер у меня никогда не было. И вот я полулегально перебрался на албанскую сторону, бродил по Приштине и снимал разрушенные сербские дома и церкви, оскверненные сербские кладбища, танки на дорогах, солдат... Все это меня так впечатлило, что я решил написать об этом небольшой текст и попытаться его где-то опубликовать. Приехал домой и стал посылать материал в разные издания. Вдруг, из какого-то небольшого журнала (не помню уже название), мне ответили, что статью возьмут, но нужны фотографии. Я на радостях отправил редактору весь свой косовский архив. На что получил ответ, что эти снимки опубликованы быть не могут, так как к фотографии это не имеет никакого отношения. Я тогда задумался, если это не фотография, то что же тогда такое фотография? Купил себе цифровую зеркалку и начал искать ответы на этот вопрос.
ДШ: Да, это редкий случай, когда начинаешь сразу с главного. Тебе повезло.
После Косово, в 2006-м году я начал делать первые попытки. Потом так вышло, что я много стал ездить по миру и всегда что-то там снимал, набирался опыта. Как точку отсчета, я наверно беру финансовый кризис 2008-2009 годов. В конце 2008-го я работал тур-гидом в Тайланде и меня сократили как раз из-за кризиса. Пришлось возвращаться в Португалию, где я тогда жил. Жена тоже потеряла работу. Мы совсем не знали, что делать, и тогда она мне говорит: «Вот, ты везде носишься со своей камерой, пора уже ей и деньги зарабатывать». Помню, я взял тогда фотоаппарат, ручку с блокнотом и пошел бродить по Лиссабону в поисках историй. Снимал стрит, пытался что-то продать – но это никого не интересовало. И вот, однажды, я стал свидетелем, как полиция оцепила центр города и стала проверять у всех документы в поисках нелегальных иммигрантов. Многих задерживали и сажали в автозак. Так вышло, что я там оказался единственным фотографом, все это снял и побежал домой рассылать снимки в разные издания. На следующий день одно мое фото вышло в португальской газете «Correio de Manha», а весь репортаж взяла русскоязычная газета для иммигрантов «Маяк Португалии», которая предложила мне дальнейшее сотрудничество. Чуть позже, в том же 2009-м году, я уже работал с португальским фото-агентством «Atlantico Press», ездил снимать свои первые истории в Турцию и Ирак и параллельно с этим начал учиться фотографии в IADE - Лиссабонском институте искусства и дизайна.
ДШ: А кому подражал поначалу? За чьими альбомами гонялся?
Мартин Парр, наверно, Алекс Вебб. Альбомов я покупал мало из-за нехватки денег, да и в Лиссабоне их навалом в любом книжном магазине, можно взять с полки все что нравится, пойти в комнату для чтения и сидеть хоть весь день, пить кофе и смотреть любимых авторов. Что я и делал. А потом уже стало не до альбомов – я уехал жить и работать в Мозамбик, где снимал почти каждый день в течении года. На самом деле, на меня очень большое впечатление произвела книга Кеннета Кобре “Photojournalism. The Professionals’ Approach”. Это такой монументальный труд по фотожурналистике, который, я считаю, должен прочитать каждый начинающий фоторепортер. Читая эту книгу я понял, что хочу стать именно фотожурналистом, а уважаемый мною Сергей Максимишин очень сильно помог мне правильно стать на ноги в профессии. И до сих пор помогает, за что ему огромное спасибо. Сейчас, живя и работая уже в Австралии, я постоянно пользуюсь советами, полученными на его мастер-классах.
ДШ: Ну, давай тогда о заветном: чем снимаешь?
Последние пару лет снимаю Canon 5D mark II. Использую также Fujifilm X10, как запасную компактную камеру. Во время работы над своим последним проектом о жестоком обращении с женщинами в Папуа-Новой Гвинее я очень часто стал попадать в ситуации, где большую камеру лучше не показывать по причинам безопасности. Так вот Фуджи меня уже не раз выручала. А вообще, моя мечта перейти на пленку и снимать на средний формат. Надеюсь, что в ближайшее время у меня это получится.
Дмитрий Шнеерсон