Детские игры с куклами являлись одним из важнейших аспектов воспитания. Обычно играли "в свадьбу", "в праздник", "в поездку на ярмарку/в магазин", "в поход в гости/ прием гостей", а также воспроизводили различные хозяйственные занятия. С момента изготовления куклы, организации ее "жизненного пространства" до моделирования игровой ситуации ребенок получал представления об основных ценностных ориентирах своего сообщества: морально-нравственных принципах, распределении социальных ролей, идеальном визуальном облике. Посредством игры ребенок воспроизводил различные жизненные ситуации в соответствии с нормами и правилами поведения своей этнической группы.
Особый блок – куклы интерьерные, сувенирные, демонстрационные. Эти образы отличала тщательная проработка деталей фигуры и наряда. Часто такие игрушки становились ценными подарками, приобретая статус художественного произведения.
Создание волшебного мира кукол – особое таинство: миниатюрные фигурки оживают в руках человека (ребенка или взрослого), начиная исполнять отведенные им роли. Попадая в музейное собрание, куклы становятся экспонатами, которые позволяют увидеть разные грани народной культуры.