«Жизнь за царя» — не первая российская, но первая русская опера. Это не игра слов, но суть того переворота, который произвела в истории отечественной музыки премьера этого оперного шедевра 27 ноября 1836 года в Большом Каменном театре (стоявшем на месте нынешнего здания Санкт-Петербургской консерватории). Оперы писались русскими композиторами и задолго до Глинки: «Несчастье от кареты» Василия Пашкевича, «Мельник — колдун, обманщик и сват» Михаила Соколовского, «Новгородский богатырь Боеславич» и «Ямщики на подставе» Евстигнея Фомина. Но даже русские сюжеты и робкий просвещенческий пафос этих предприятий не избавлял оперный жанр от статуса импортного продукта, где все — драматургия, музыкальный язык и манера пения — придерживалось «изысканных» итальянских шаблонов. Кроме того, в XVIII веке опера оставалась великосветской забавой.. Другое дело XIX век. Россия вступила в него великой европейской державой, подтвердив свой новый статус избавлением Европы от наполеоновской экспансии. Великой державе требовалось великое искусство. Для России настало время заявить о себе не только экономическим ростом и победами в войне и политике. Наступил черед подъёма национального искусства, что означает не просто российского (то есть произведённого в России), но именно русского, одновременно самобытного и европейски значимого. Всё это, несомненно, чувствовал и Михаил Глинка, когда искал сюжет для своей «большой драматической оперы». История подвига простого костромского крестьянина, пожертвовавшего собой ради спасения жизни царя-младенца Михаила Федоровича и избавления России от иноземцев, как нельзя кстати подходила для развёрнутой героико-патриотической драмы: в этом сюжете есть и война, и любовь, и картины народного быта, и контрастный образ культуры захватчиков. В этом сюжете неожиданным для современников было то, что орудием победы в войне выступают не таланты венценосного военачальника, а мужество провинциального простолюдина. Наконец, публику шокировал тот мир, который Глинка вывел на сцену Императорского театра, — крестьянская жизнь, портреты простых людей и поэзия русского уклада жизни. И соответствующий музыкальный язык: русский фольклорный мелос, гетерофонное хоровое многоголосие, православные молитвы. Народные герои и народная музыка допускалась до того лишь в забавных сценках-пасторалях, но никак не в серьёзной музыкальной драме, сценически воплощающей смысл и дух триады «православие — самодержавие — народность», только что взятой на вооружение в качестве национальной идеи: народный герой Сусанин гибнет, спасая не только российского самодержца, но и русское православие от иноверцев-католиков. В постановке «Жизни за царя» 2004 года Мариинский театр обратился к оригинальной версии оперы с либретто барона Розена. Целые поколения зрителей привыкли к «Ивану Сусанину» Сергея Городецкого, в котором смещаются смысловые акценты и мотивировки поступков героев, адаптированные к идеологическим рамкам советского оперного дела. Оригинальное либретто возвращает в оперу Самодержавие и Православие — те составляющие знаменитой триады, в которых по словам режиссёра и художника-постановщика спектакля Дмитрия Чернякова «русское сознание узнавало себя». Именно поэтому «Жизнь за царя» Глинки стала «искренним высказыванием в вечном познании русской души, русской судьбы» (Дмитрий Черняков). Но и в этой постановке режиссер рискнул сместить смысловые акценты, вбивая клин в «русскую триаду» уже с другой стороны — обнаруживая в опере ставшие актуальными уже в наше время проблемы гражданского общества, прав человека, личной ответственности и коллективной морали.
Подписаться:Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это
Попасть в этот театр была мечта. И вот удалось попасть, еще и по приглашению, вход через администратора. Пешком от метро минут 15 вдоль дорог, так же по холоду и ветру обратно. Маршрутки ходят, но связываться не стал. В театре многолюдно, суетно, особенно на входе. Зал большой, можно запутаться, но меня посадили, проводив до самого места на балконе. После начала спектакля я сел там, где было свободно на балконе. С самого дальнего ряда не было видно сцену, пришлось встать. После антракта уже приноровился встать у стеночки в районе первого ряда балкона и оттуда смотреть. Действие на сцене прекрасно, смотрел в бинокль.
Мариинский театр удивителен. В нем так замечательно ставят классические произведения, что невозможно оторваться просто. Очень нравятся у них балеты - Боядерка, Лебединое озеро. Смотришь в овсе глаза, и просто не оторваться. Билеты дорогие и их постоянно нет, раскупают мгновенно. Так что это еще нужно постараться туда попасть на представление. В Мариинке все по-особенному, там даже воздух другой, какой-то театральный, люди все нарядные, видно, что для всех это праздник, когда приходишь туда. Очень рекомендую обязательно его посетить. Вы точно останетесь довольны, потом внукам будете рассказывать, как ходили в Мариинский театр.
Приезжала в гости к подруге и она сказала, что обязательно нужно посетить Мариинский театр, иначе считай и в Питере не был. Ох, ужасные были впечатления, так долго шли, неудобно, некрасиво, я устала и промерзла. Но только я перешагнула порог этого красивейшего театра, все улетучилось. Все было на высшем уровне! Потрясающий балет, профессиональные актеры - очень приятные впечатления. При этом меня очень удивило, что стоимость билетов очень доступная для такого места и каждый может позволить себе прикоснуться к этой красоте.