Май
ПнВтСрЧтПтСбВс
22232425262728
2930311234
567891011
Малооблачно  +10…+13°C
Вход Добавить на сайт

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) - выставки, режим работы и сайт

+7 (812) 328-14-12
Россия Санкт-Петербург наб. Университетская, д. 3
Адрес СПб, наб. Университетская, д. 3
Район Василеостровский район (Санкт-Петербург)
Метро Василеостровская (1.5 км), Адмиралтейская (875 м)
Телефон +7 (812) 328-XX-XX показать
Сайт http://www.kunstkamera.ru
Работает вт-вск: с 11:00 до 18:00; санитарный день — последний вторник каждого месяца
Теги этнонаукаистория
Вы - владелец этого места?
 
Описание Пожаловаться обновлено 20.04.2017
 

Над городом, задуманным Петром Великим и построенным по его приказу, – три парящих символа: ангел на шпиле Петропавловского собора, кораблик над Адмиралтейством и планетарная (армиллярная) сфера над Кунсткамерой. Три символа – христианской веры, покорения стихий и постижения Вселенной. И хотя армиллярная сфера была утрачена в пожаре 1747 г. и вновь появилась на башне Кунсткамеры только через двести лет, первый общедоступный музей России, несмотря на все перемены, сохранял дух Просвещения, участвуя по мере сил в грандиозном деле инвентаризации Вселенной, завещанном Петром.

Здания Музея расположены в историческом центре Санкт-Петербурга на стрелке Васильевского острова. Именно в здании Кунсткамеры в XVIII – XIX вв. располагалась основанная Петром Великим Санкт-Петербургская академия наук, которая стала колыбелью современной Российской академии наук, Санкт-Петербургского государственного университета, Библиотеки академии наук, Главной астрономической обсерватории и еще десятков других современных российских научных и музейных учреждений. Недаром изображения здания Кунсткамеры являются логотипами не только нашего Музея, но и Российской академии наук в целом.

Комплекс зданий, в котором располагается Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН – МАЭ РАН, это историческое здание Кунсткамеры и пристроенный к нему в XIX в. так называемый «Музейный флигель». Основное здание Музея антропологии и этнографии – выдающийся образец барокко петровской эпохи. Это самое старое музейное здание в мире. Выбор места для нового здания, по преданию, был сделан непосредственно Петром I. Его внимание привлекли две сосны, росшие на диком берегу Невы. Петр приказал осторожно срубить эти деревья с причудливо переплетенными и вросшими в ствол сучьями, а наиболее курьезные части их передать в Кунсткамеру. Этот один из самых ранних экспонатов Кунсткамеры и сегодня можно увидеть в экспозиции музея. На месте, где росли деревья, было решено заложить фундамент для постоянного здания Музея. Размеры задуманной постройки по тому времени были необычайно велики: длина ее достигала без малого 100 м (97.2 м), а ширина равнялась 15 м. Петр I интересовался состоянием постройки и неоднократно торопил ее окончание. Однако при его жизни здание достроено не было. К началу 1725 г. были возведены лишь стены. Кладка башни, венчавшей здание, и внутренняя отделка были осуществлены Академией уже после смерти царя-реформатора.

Первоначальный проект здания был составлен архитектором Георгом Иоганном Маттарнови, начавшим постройку, но не закончившим ее (1718–1719). После смерти Маттарнови работами руководил Николай Федорович Гербель (1719–1724), несколько видоизменивший проект. Так, оконные проемы украшались кирпичной кладкой, что выглядело богаче, но не соответствовало тому, что было на первоначальном чертеже. Нижний остов башни из двухэтажного стал трехэтажным. При Гербеле здание было выстроено вчерне, с незаконченной башней, в кладке которой появились угрожающие трещины.

Сменивший Гербеля итальянский архитектор Гаэтано Киавери (1724–1727), обнаружив дефекты в башне, настоял на создании комиссии, в которой приняли участие известнейшие архитекторы того времени Доменико Трезини, Михаил Земцов и ряд других зодчих. По предложению комиссии башня была разобрана. Г. Киавери составил новый проект оформления здания. Облик всей башни резко меняется. Нижняя объемная часть становится выше. Вместо четырех павильонов вокруг цилиндра башни появляется легкая колоннада. Высота цилиндрической части башни увеличивается. Наконец, башня увенчивается вышкой с установленной на ней астрономической (армиллярной) сферой. Указанный вариант оформления башни является последним из нескольких выполненных Г. Киавери по требованию известного астронома Делиля, приглашенного Петром для работы в обсерватории. По проекту Г. Киавери над боковыми ризалитами по фасаду со стороны набережной вместо скромной балюстрады появились вычурные барочные фронтоны с богатой скульптурой на академические мотивы. Г. Киавери не достроил вышку башни, которую по его проекту завершил в 1734 г. архитектор Михаил Земцов.

Одновременно М. Земцов заканчивал верхнюю часть башни, увенчанную сферой. Кроме того, в 1735 г. из липового дерева мастером Кохом (вероятно по рисункам М. Земцова) были выполнены скульптуры, установленные в нишах северного и южного фасадов. Двенадцать статуй олицетворяли собой разные науки

Круглый зал первого этажа предназначался для Анатомического театра, в зале же третьего этажа был установлен «славный Готторпский глобус», переданный академии наук по сенатскому указу от 30 сентября 1725 г.. Здание значительно пострадало во время пожара 1747 г. В последующие годы оно было восстановлено С.И. Чевакинским без верхнего яруса башни. Одновременно производились работы по укреплению берега, близость которого к зданию Кунсткамеры давно вызывала опасение архитекторов. В бурную погоду волны Невы достигали ее фундамента и подмывали его. В результате работ по укреплению берег Невы был отодвинут от здания Кунсткамеры на 5 м. От стрелки Васильевского острова до 7-й линии появилась деревянная, из половинчатых бревен, набережная, а перед академическими домами выросли на высоких сваях 2 новые нарядные пристани

Первоначальный облик был возвращен зданию только в 1948 г., когда башню увенчала знаменитая армиллярная сфера (проект Р.И. Каплан-Ингеля). Капитального ремонта здания не проводилось с середины XVIII в., поэтапный ремонт и реконструкция здания были начаты лишь в 1998 г. и из-за недостаточного финансирования они далеки от завершения.

В 1887 г. Музею было предоставлено сравнительно просторное выставочное помещение, состоящее из двух залов (архитектор Р.Р. Марфельд) в здании, пристроенном перпендикулярно зданию Кунсткамеры. В этом помещении 23 сентября 1889 г. и открылась первая экспозиция объединенного Музея антропологии и этнографии. В 1912 г. над Музейным флигелем был надстроен третий этаж.  связи с тем, что коллекционные фонды отдела антропологии МАЭ занимали до 1972 г. большую часть подвалов и чердака здания Кунсткамеры, МАЭ в 1973 г. было предоставлено здание Андреевского собора на Большом проспекте Васильевского острова. В этом здании до 1995 г. и находились коллекции и рабочие кабинеты сотрудников отдела. После возвращения Андреевского собора Русской православной церкви МАЭ было выделено здание (первоначально в оперативное управление, а с 2004 г. оно находится на балансе МАЭ РАН) по адресу Средний проспект Васильевского острова, д. 24 (так называемый «дом Аладова»). Это двухэтажное здание, которое часто в архитектурных справочниках называют типичным примером жилой постройки русского классицизма, было возведено в 1806–1809 гг. для подполковника В. Серебрякова, служившего в Адмиралтейств-коллегии. В центре — воротный проезд, оформленный четырехколонным тосканским портиком, поддерживающим балкон. Фасад завершен треугольным фронтоном. Внутри сохранились лестница на сводах и архитектурная обработка внутренних помещений начала XIX века.

В 1830-х годах участок перешел к статскому советнику С.Н. Аладову и принадлежал его семье до 1918 г. В дворовом флигеле (был перестроен в 60-х гг. XX в.; ныне – два дворовых крыла здания) в середине XIX – начале XX вв. жили ряд известных литераторов, журналистов и художников, среди которых можно назвать А.В. Тимофеева (один из поэтов пушкинской поры, печатавшийся в журнале «Библиотека для чтения»), выдающегося русского художника А.Г. Венецианова, академика исторической живописи А.Н. Новоскольцева, известного своими полотнами на библейские и исторические сюжеты.

Читать полностью
Мероприятия в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамере)

Упоминается в статьях и новостях Петербурга2 Показать все Kunstkamera: отзывы и комментарии посетителей
Интересность 8
Расположение 7
Интерьер 8
Обслуживание 7
Оценить место   3 голоса
Средняя оценка: 7.5
Добавить комментарий
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте Facebook
Ваше имя
 
Санюшка24 декабря 2013 г. 11:01
Самое страшное место это конечно Кунсткамера, зрелище я вам скажу не из самых приятных, и неприятно на все это смотреть с одной стороны, но любопытство берет верх с другой. Во времена Петра I, был издан указ о сохранении родившихся уродов и других необыкновенных вещей. Петр I коллекционировал такие вещи, а так же части уродливых животных в Аптекарской канцелярии. Экспонаты конечно устрашающие, не каждый день такое увидишь. Но несмотря на неприязнь к этим экспонатам они не перестают вызывать интерес у людей, кстати очень интересно наблюдать за реакцией людей, когда они рассматривают тот или иной объект. Дети Горлума это вообще что-то с чем-то, они больше всего и пугают, поэтому людям со слабой нервной системой и психикой смотреть не рекомендую, а тем более водить туда детей. Но детей туда пускают вход свободный, но лично я бы не рискнула травмировать детскую психику.
Ответить
0 / 0
Казарова Лена24 декабря 2013 г. 11:00
Очень-очень давно я хотела посетить этот музей. Но побывавши уже много раз в Санкт-Петертурге, всё никак не могла туда попасть. И вот оно свершилось этим летом! Честно говоря, то ли я так сильно ждала момента, когда туда попаду, то ли не знаю что, но кунсткамера меня не впечатлила. Во-первых, почему-то я была уверена, что она несколько о других вещах, и рассказывать будут также несколько о другом (я пошла туда с экскурсией); во-вторых, мне много говорили, что там страшно, но ничего подобного я не заметила; ну а в-третьих, кроме человеческих уродцев в банках, на что смотреть неприятно, но хотя бы интересно, там ничего нет на чём можно заострить взгляд. Хотя в целом, глядя на обстановку, на статуи стоящие прямо при входе, кажется, что организаторы действительно хотели создать из этого места что-то такое завораживающе-страшноватое. Я бы посоветовала посетить кунсткамеру тем, кто еще не видел, но на что-то особенное не расчитывайте, второй раз вас вряд ли туда потянет.
Ответить
0 / 0
LapoCHka22 октября 2013 г. 17:04
Данный музей я посещала в рамках учебной программы университета. Познавательно в рамках изучения этнографии, но лучше ходить с экскурсией, не одному - больше узнаешь информации полезной. Зал с уродцами интересный, хоть один раз, но взглянуть на них надо!
Ответить
0 / 0
levada22 августа 2013 г. 10:41
В музее скорее больше этнографии, чем антропологии, так как очень много информации о разных народах -быте, культуре, представлены их вещи. Не понравилось отсутствие подписей ко многим экспонатам, особенно на временных выставках. Зал с заспиртованными уродцами всего один, кто идет в кунсткамеру ради них - вам хватит 15 минут. Некоторые залы можно посетить только с экскурсией
Ответить
0 / 0
Анатолий Мохорев24 мая 2011 г. 21:38
18 мая - в День музеев я - Анатолий Мохорев с поэтессой Ниной Кузнецовой-Беловой посетили бесплатно этот великолепный музей. Экспонаты привлекают к себе внимание и мы с удовольствием их смотрели, особенно нам понравились одежды Индии, их труд и сувениры и игрушки. Персонал на наши вопросы отвечал от всей души с улыбкой. Спасибо.
Ответить
0 / 0
Показать еще

Прошедшие события

Показать все

Официальная группа Вконтакте
Кунсткамера. Музей антропологии и этнографии.

сегодня в 13:02


Пока на экспозиции "Латинская Америка" идут финальные работы перед открытием, мы начинаем знакомить вас с географией, историей и культурой этого прекрасного региона.

Латинская Америка включает Мексику, Центральную Америку с Карибским бассейном и Южную Америку.

Южную Америку этнографы делят на историко-культурные ареалы.

Анды – горные и прибрежные районы на западе континента. Местные жители занимались земледелием и морским рыболовством, разводили лам и альпак, делали ткани из шерсти и хлопка, украшения из золота и серебра, орудия из меди и бронзы. Пять тысяч лет назад здесь появились первые в Новом Свете сложные общества. К моменту появления европейцев Анды находились под властью Империи Инков.

Гвиана и Амазония – зона тропических лесов и саванн к востоку от Анд. Ее обитатели выращивали маниок, кукурузу и много других растений, но домашних животных не знали. Важную роль играла охота на диких животных. Отдельные общины были чаще всего независимы. В поймах рек и в пределах затопляемых саванн существовали более сложные общества. Археологические исследования сегодня быстро меняют представления о древней истории Амазонии.

Околокарибская область отчасти похожа на Анды, отчасти на Амазонию, горные цепи чередуются с низменностями. Вожди обладали значительной властью, были развиты обработка золота, меди и камня.

Индейцы Восточной Бразилии не знали ни металлургии, ни ткачества. Несколько месяцев в году они жили в селениях и обрабатывали огороды, а затем рассредоточивались по саванне, занимаясь охотой и собирательством.

Равнины Чако отличаются континентальным климатом, обычны засухи и наводнения. Индейцы этой области были рыболовами, собирателями и охотниками.

Южный Конус – область гор и степей умеренного пояса. Среди местных индейцев земледельцами были чилийские арауканы. Обитатели степей Аргентины и Уругвая охотились на гуанако и нанду, а те, кто жил по берегам заливов и островов на крайнем юго-востоке континента, были морскими собирателями и охотниками.
Кунсткамера. Музей антропологии и этнографии.

22.05.2017 в 09:57


Пока к открытию готовится экспозиция "Латинская Америка", в стены музея из Гамбурга возвращаются прекрасные женские статуэтки эпохи палеолита.

https://www.facebook.com/ArchaeologischesMuseumHamburg/posts/1532457833454690
Кунсткамера. Музей антропологии и этнографии.

21.05.2017 в 14:41


6 июня открывается новый раздел постоянной экспозиции музея «Латинская Америка».
Экспозиция дополнит уже существующие в музее региональные этнографические экспозиции по Северной Америке, Евразии и Африке и сделает визит в Музей еще более похожим на кругосветное путешествие.
Это единственная экспозиция в России, представляющая комплекс древних и современных культур Латинской Америки, как в контексте мировой культуры, так и во взаимосвязи с развитием научных гуманитарных знаний и культурных контактов стран Латинской Америки и России.

Всего в собрании Кунсткамеры насчитывается более 8500 предметов, привезенных почти из всех стран Латинской Америки. Четыреста наиболее ценных из них теперь будут доступны для зрителя. Среди выставленных экспонатов – образцы ритуальной одежды из лубяной материи, сделанной индейцами северо-западной Амазонии в XVIII-XIX веках, головные уборы и украшения из перьев, привезенные в первой половине XIX века из центральной Бразилии экспедицией академика Г.И. Лангсдорфа; костюмы индейских шаманов из западной Мексики, Гвианы и Парагвая; редкие образцы искусства индейцев кадувео, живущих на границе Бразилии и Парагвая, а также скульптура древних ацтеков, охотничье оружие и утварь огнеземельцев, головы-трофеи индейцев мундуруку и шуар, керамика из Древнего Перу. И еще много, много другого.

До открытия еще две недели, дизайнеры и осветители добавляют последние штрихи, а мы показываем вам, как проходил монтаж и даем возможность увидеть некоторые экспонаты и витрины. А вот как это выглядят в целом вы сможете увидеть уже совсем скоро - 6 июня.
Кунсткамера. Музей антропологии и этнографии.

18.05.2017 в 10:27


18 мая - международный День музеев.

Именно музей является главным хранилищем истории – от древних времен до наших дней. И только благодаря кропотливому труду музейных сотрудников у каждого человека есть возможность ощутить ход исторических событий и эволюции. Это профессиональный праздник тех, кто сохраняет культурное наследие и проводит просветительскую работу.

Поздравляем всех, для кого музей стал родным домом, кто посвятил ему свою жизнь, кто изо дня в день проводит экскурсии и хранит редкие экспонаты. Хочется верить, что музеи будут существовать всегда, а люди будут с удовольствием приходить сюда и приводить своих детей.
Прикоснуться к истории так просто: достаточно лишь прийти в музей!

С Днем музеев!
Кунсткамера. Музей антропологии и этнографии.

17.05.2017 в 13:40


В четверг, 18 мая, в 16:30 в помещении кафе для сотрудников МАЭ РАН состоится 48-е заседание семинара «Полевая этнография».
В программе доклад заведующего отделом европеистики МАЭ РАН Александра Александровича Новика «Поездка к влахам-царанам восточной Сербии (опыт работы в «новом» этнографическом поле)».

Вход свободный.
Кунсткамера. Музей антропологии и этнографии.

17.05.2017 в 13:13


Приглашаем сегодня в 19:30 в Открытый лекторий Новой Голландии на лекцию Александры Касаткиной, младшего научного сотрудника МАЭ РАН, которая расскажет о дачном отдыхе с точки зрения антропологии.

Загородный отдых есть повсюду, где есть города, и все же слово «дача» вошло в европейские языки как непереводимая часть русской культуры. Для нас дача — это томные солнечные дни, запах «своей» клубники, ноющая от грядочного труда спина, шелест страниц старых журналов, сосланных из города… Дача — это потаенное сердце нашей повседневности, которое мы не всегда готовы показать другим. Да и что тут показывать? Что может быть более тривиальным, чем шесть соток? И все же загадка российской дачи не дает покоя исследователям.

Как дореволюционная дача с ее буржуазной праздностью адаптировалась к советскому антропологическому проекту? Совместима ли современная дача, которая погружает городских профессионалов в архаику крестьянского труда, с капиталистической модернизацией? А может быть, тягучее безвременье дачной повседневности, напротив, помогает справиться с требовательными ритмами современности? О том, что можно узнать о российской культуре, всматриваясь в «дачное бессознательное» российского общества, пойдет речь в лекции.

http://www.newhollandsp.ru/events/education/kasatkina/
Кунсткамера. Музей антропологии и этнографии.

16.05.2017 в 09:20


14 мая 2017 г. в возрасте 86 лет ушла из жизни старейший сотрудник МАЭ РАН Евгения Алексеевна Алексеенко.

Высшее образование Евгения Алексеевна получила на кафедре этнографии исторического факультета МГУ, который окончила в 1953 г. После распределения в Ленинград, она работала в секторе Сибири Ленинградской части Института этнографии им. Миклухо-Маклая АН СССР, где занялась изучением кетов – одного из малочисленных народов Сибири. Результатом первых лет работы в секторе и ряда экспедиционных поездок к кетам стала монография «Кеты: историко-этнографические очерки», вышедшая в 1967 г., по которой в 1968 г. Евгения Алексеевна защитила кандидатскую диссертацию. За годы трудовой деятельности Е.А. Алексеенко стала автором двух монографий и более 150 статей. Несколько десятилетий она оставалась крупнейшим в мире этнографом-кетологом, вклад которого в этнографию сибирских народов трудно переоценить. Евгения Алексеевна была опытным этнографом-полевиком. В основе ее научных публикаций лежали материалы, собранные в ходе 10 поездок к кетам длительностью от двух месяцев до полугода. В фондах МАЭ хранится 6 предметных и 10 иллюстративных коллекций по культуре кетов, привезенных Е.А. Алексеенко из экспедиций. Евгения Алексеевна была участником множества международных конгрессов, всесоюзных и всероссийских конференций, член нескольких российских и зарубежных научных обществ.
Для многих коллег она была учителем и наставником, немало также тех специалистов, кто сформировался под влиянием ее научных трудов.
Е.А. Алексеенко посвятила этнографии народов Сибири более 60 лет своей жизни, заслужив признание научного мира. Взаимная любовь много лет связывала Евгению Алексеевну с северянами, несколько поколений кетов регулярно приезжали к ней в гости с «отчетами» о своей жизни, за советом и просто проведать.
Кунсткамера. Музей антропологии и этнографии.

15.05.2017 в 11:58


Ежегодно 15 мая во всем мире отмечается Международный день семьи. Этот праздник был учрежден в 1993 году по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН, чтобы обратить внимание на проблемы семьи.

На фотографии: Портрет семьи. Айны. Конец XIX - начало XX вв.  Япония.
Кунсткамера. Музей антропологии и этнографии.

15.05.2017 в 09:24


Директор МАЭ РАН Юрий Кириллович Чистов принимает участие в работе международного конгресса «Культурное наследие Узбекистана – путь к диалогу между народами и странами», который проходит 15-16 мая в Ташкенте и Самарканде.

Конгресс объединяет ведущих ученых и экспертов, специализирующихся в сферах сохранения и пропаганды культурно-исторического наследия Узбекистана, востоковедении, археологии, истории, восточных рукописей, нумизматики, текстиля, керамики. Среди представителей мировой науки – известные ученые, руководители музеев и научных институтов, редактора научных журналов, именитые коллекционеры из России, Канады, Италии, Великобритании, Индии, Египта, Кореи, Бельгии, Голландии, Франции, Германии, Чехии, США, Китая, Турции, Греции, Азербайджана и других стран, а также представители ЮНЕСКО и ICOMOS (Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест) и многие другие ученые, являющиеся авторами многочисленных публикаций и книг, посвященных богатому культурно-историческому наследию Узбекистана.

https://www.facebook.com/internationalcongressuzbekistan/photos/a.270806296717854.1073741828.2670327
Кунсткамера. Музей антропологии и этнографии.

14.05.2017 в 11:04


С 15 по 17 мая 2017 года в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН пройдут  Лавровские (среднеазиатско-кавказские) чтения "Кавказ и Центральная Азия. Этнография, фольклористика, история"

Основные направления обсуждения:

 Исследования в области социальной и культурной антропологии Национальная история и культура в современном музее Историческая этнография.

Помимо основных заседаний планируется проведение тематической секции "Традиционализм как идеология и практика в политике, общественных дискуссиях и частной жизни".
Кунсткамера. Музей антропологии и этнографии.

13.05.2017 в 15:39


Международная  научная конференция «Индуизм в Европе»

С 24 по 28 апреля 2017 года в Стокгольме проходила международная  научная конференция «Индуизм в Европе», в которой  по приглашению университета Стокгольма принял участие старший научный сотрудник МАЭ РАН, доктор исторических наук И.Ю. Котин. На конференции он выступил с докладом «Индуизм в России», в котором изложил новейшую информацию о найденных российскими археологами следах индусского торгового квартала в Старой Майне (Ульяновская область),  обобщил известную по архивным источникам информацию о существовании индусской торговой общины в Астрахани (16-18 вв.),  рассмотрел контакты современной индусской общины индийского происхождения с членами неоиндуистских движений в России. И.Ю. Котин принял участие  в дискуссии по докладам своих коллег из Эстонии, Латвии, Литвы, Украины, Швеции. Дании. По результатам работы конференции планируется издание двухтомного словаря на английском языке в издательстве «Брилл» (Лейден - Бостон).
Главное в Петербурге
Показать еще
Добавьте концерт группы НОМ в свой календарь, а музей современного искусства Эрарта в любимое место. Случайным образом мы выберем счастливчика, который получит 2 билета на концерт 1 июня.

Оставьте отзыв на странице фильма "Стража Галактики. Часть 2" и становитесь участником розыгрыша сувениров. Авторы наиболее интересных рецензий получат в подарок один из сувениров к фильму.

Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку