Как запомнить зодчих Петербурга и их творения?
Первый архитектор: Доменико Трезини
Доменико Трезини приехал на пустынные берега Невы в июне 1703 года и принялся строить всё "с нуля". За время пребывания в России Трезини успел сделать многое: построить Петропавловский собор, Летний дворец Петра в Летнем саду, здание Двенадцати коллегий. Первый и самый крупный монастырь на территории Северной столицы (Александро-Невская лавра) — тоже дело рук Трезини. Учитывая пограничное положение храма, Доменико спроектировал и его возможную фортификацию: монастырь мог легко превратиться в крепость. Постройки Трезини характерны для зодчества петровского барокко. Их отличает регулярность планов, скромность декоративного убранства, сочетание красивых ордерных элементов с барочными деталями.
Создатель роскошных дворцов: Ф.Б.Растрелли
Авторству Франческо Бартоломео Растрелли принадлежат дворцы Петербурга и его пригородов: Зимний, Строгановский, Воронцовский, Екатерининский в Царском Селе, Большой Петергофский, а также Смольный монастырь. Так что, на вопрос "Кто построил этот дворец" можно почти всегда отвечать – Растрелли.
Архитектор с автографом: Антонио Ринальди
На всех зданиях, которые спроектировал Антонио Ринальди, можно обнаружить его фирменный автограф – скрещённые пальмовая и лавровая ветви. Ещё одной особенностью его работы является использование редко применяемых в оформлении зданий материалов. Например, для Мраморного дворца он использовал русский мрамор, добываемый в карьерах близ Ладожского озера. При постройке дворца в Гатчине был применён пудожский известняк. Ринальди также принадлежит постройка Мраморного дворца, Князь-Владимирского собора, храма Святой Екатерины на Невском и изящные постройки в Ораниенбауме: дворец Петра Третьего, павильон "Катальная горка".
Ансамбли Карла Росси
Карло Росси не был обычным архитектором, он строил город, благоустраивая огромные территории, возводя дворцы и создавая парки. Возведение здания Главного штаба с грандиозной триумфальной аркой, созданием дворцово-парковых ансамблей: Елагина острова и Михайловского дворца, оформление Сенатской площади и возведение двух дворцов: Сената и Синода, соединенных, как и в случае с Дворцовой площадью, аркой. Значительной работой Карло Росси считается создание ансамбля Александринского театра, под которым понимается благоустройство огромной территории, застроенной в едином архитектурном стиле.
XIX век: Василий Стасов
Постройки зодчего Василия Стасова известны во многих российских городах, но градостроительный талант архитектора по-настоящему раскрылся в Санкт-Петербурге. Удивительная закономерность, которая прослеживается в большинстве работ Стасова, заключается в создании традиционного портика с колоннами. Смотрите сами: перестроенный Императорский Царскосельский лицей, здание Российской Академии, Триумфальные ворота на юго-восточной окраине Екатерининского парка, Ямской рынок, Казармы Павловского лейб-гвардии полка, Московские триумфальные ворота, Троице-Измайловский собор, перестроенные Нарвские триумфальные ворота, Спасо-Преображенский собор. Пожалуй, выбивается из этого ряда зданий с колоннами лишь Смольный собор, достраиваемый Стасовым после Б.Ф. Растрелли в стиле пышного елизаветинского барокко.
Настоящий житель Петербурга не только знает год основания города, но и скажет, чем отличается Петровское барокко от Александровского классицизма. Читайте нашу краткую наглядную памятку по архитектурным стилям.