6655
В Питере жить: отрывок из рассказа Андрея Аствацатурова
В мае в "Редакции Елены Шубиной" выходит новая книга "В Питере жить: от Дворцовой до Садовой, от Гангутской до Шпалерной. Личные истории". Вслед за бестселлером "Москва: место встречи", сборник "В Питере жить" открывает окно в еще один прекрасный город. 35 авторов рассказывают — каждый о своем Санкт-Петербурге. Мы публикуем отрывок из рассказа Андрея Аствацатурова "Едет маленький автобус...".
МАРШРУТНОЕ ТАКСИ
В Санкт-Петербурге, в самом европейском городе нашей необъятной российской империи, встречается удивительное разнообразие общественного транспорта. У нас есть все, что пожелается пассажиру, даже самому что ни на есть фантазийному и привередливому: тут и широченные автобусы, щедро размалеванные рекламой, и рогатые, как антилопы джейран, троллейбусы, и дребезжащие трамваи, и поезда метрополитена, ритмично постукивающие колесами, и нарядные такси с шашечками и лампочками. Весь этот автотранспорт, завезенный из соседних стран, смотрится на наших улицах шикарно, очень по-европейски и, главное, — вместительно.
Однако в семье, как говорят, не без урода, и среди заграничных средств пассажироперевозок случаются досадные исключения. Возьмем, к примеру, маршрутный автобус. В Петербурге он почему-то мал и неказист. Да вдобавок еще и тесен. Хочется спросить: как же так? Как такое возможно? Ведь мы не просто окраинный город. Мы — северная столица, "окно в Европу", Венеция... Нам это неправильно со всякой точки зрения. Особенно — с культурной. Неправильно, неприлично и невозможно.
Посудите сами... Вот залез ты, скажем, в маршрутку. И слово-то какое — "залез"! Слышите? В автобус, троллейбус, трамвай петербуржцы самым пристойным манером "заходят". Заходят, не задерживаясь, не препятствуя закрытию дверей. ("Следующая остановка, — объявляют вам по громкой связи, — «Гостиный Двор»".) В метро — "спускаются". ("Граждане, соблюдайте чистоту и порядок на станциях и в вагонах метрополитена...") А в эту самую маршрутку именно что "залезают".
Так вот, залез ты в маршрутку, и сразу, с порога, с подножки — никакой тебе навстречу европейской благовоспитанности, никакой приватности, никаких гражданских прав, никакого уважения. Стоишь ли ты теперь, согнувшись по-холопски в три погибели, подпирая спиной потолок, сидишь ли, уткнувшись в телефон, или в книгу, или даже в телефонную книгу (кто у нас там?) — тебя обязательно со всех сторон будут толкать, пинать, задевать руками, одеждой, сумками, пакетами, всем, чем только случится. Тут, конечно, многое зависит от маршрута. Ежели ты утром из центра, а вечером — в центр — это еще куда ни шло. А ежели наоборот — что бывает чаще, — пеняй на себя. Но главное здесь даже не время суток, а другое время — Время Года.
Вы не замечали, что зимой пассажиров в транспорте как будто больше, чем весной, чем летом и чем осенью? А если не замечали, попробуйте зимой, в декабре, проехаться каким-нибудь маршрутом. Ну, хоть 4-м, от метро "Черная речка", через острова, сквозь Петроградскую и далее, миновав крепость, за реку, затем, огибая слева Марсово поле, по Садовой, к Невскому и дальше куда-то — я не знаю куда, — наверное, в Коломну, я всегда
выхожу раньше.
Для начала хотя бы "залезьте" в эту самую маршрутку, и вы всё сразу поймете. Тесно, придавленно, узко так, что никак не разойтись с этим вот потертым мужчиной сорока лет или вот с этой сухопарой дамой, которая теперь застыла, согнувшись у входа, одной рукой шарит в сумке в поисках, наверное, кошелька, другой — держит за руку мальчика лет пяти-шести. Тут как в застенке: не повернуться, не встать во весь рост, не усесться поудобней, как следует, как привык дома. И, главное, создается впечатление, что полно народу. Хотя вроде бы
половина мест свободна. Почему так?
Да все потому, что зимой мы занимаем куда больше места, чем весной и летом. Человек — особенно если он проживает в Питере — всегда старается занять больше места, чем ему положено. А зима со своей стороны всячески потворствует ему в этом начинании. Ведь именно благодаря зимней одежде мы делаемся объемнее, крупнее, толще, благодаря этим меховым шапкам, благодаря ботинкам и сапогам с каблуками, похожими на копытца, благодаря курткам, плотным пальто, пуховикам и шубам. Впрочем, шубы в маршрутках появляются нечасто: их владельцы почему-то избегают сюда залезать и предпочитают пользоваться личным автотранспортом.
В самом деле, зимой мы кажемся как-то значительнее, существеннее, сущностнее. Нас легче заметить, разглядеть, отличить друг от друга. Летом пройдешь, бывает, по городу и куда ни кинешь взгляд — повсюду не люди, а черт знает что такое! Вот идет себе вроде толстый, а почему-то худой и тщедушный. Или этот высокий, широкий в плечах, но почему-то короткий и узкий. И задница вроде выпирает у него, и живот — а все равно и задница, и живот плоские, вровень с ногами. Тьфу! Тут и сплюнуть-то нечем... А зимой? Зимой — совсем другое дело! У него — и рост, и руки, и туловище, и весь обхват, и, наверное, душа с мыслями... Теперь он человек, который звучит гордо, громко и подолгу. Тут даже позволительно достать телефон и звучно в него заговорить. У нас в Петербурге все обычно так и делают. Вопреки мнению врачей, зима возвращает красному воспаленному петербургскому горлу зычный голос, а его хозяину — уверенность.
И вот с этим голосом, с этим прибавлением в теле, вытянувшиеся, как подростки после летнего отдыха, мы принуждены залезать в маршрутный автобус. В малень кий, короткий маршрутный автобус, в три раза меньше супротив обычного. И куда только смотрит наше градоначальство? Решительно не понимаю...
Но раз уж мы сюда залезли, расплатились с кондуктором, пожилым носатым кавказцем с густыми усами, раз уж мы уселись и уже едем, то, наверное, можно расслабиться, оглядеться и сменить стиль рассказа.
Книга станет одной из самых ярких новинок на Санкт-Петербургском книжном салоне и будет представлена в первый день ярмарки 25 мая.
Андрей Аствацатуров |
Рекомендованы для посещения Петербургом2
|
События, которые нельзя пропустить осенью в Петербурге
Погода на предстоящие выходные в Петербурге
Петербург стал самым востребованным направлением в бархатный сезон
Beat Film Festival, песни Егора Летова и «Креативные выходные»: куда пойти в Петербурге 13 – 19 сентября
Буланова назвала любимые места в Петербурге
В Ленобласти появилась новая экотропа