30 художниц из России, Германии, Франции и США представят свои переживания материнства, беременности и родов. На открытии выступит известная петербургская художница и философ Алла Митрофанова с докладом «Материнство в феминистском искусстве».
Проект Biowoman стартовал в Петербурге в 2013 году, после чего выставки прошли в Ремшайде и Кельне (Германия), Иерусалиме (Израиль) и Бруклине (США). В нем участвуют только женщины. Цель проекта – популяризировать независимое творчество художниц со всего мира, предоставить женщинам возможность художественного высказывания на любые актуальные темы, вне зависимости от сложившейся конъюнктуры арт-рынка, возраста, реноме и места жительства авторов.
Седьмая выставка проекта посвящена «репродуктивному труду» женщин – беременности, родам, материнству.
В современном искусстве практически отсутствует традиция изображения беременности и родов – этого важнейшего процесса воспроизводства человечества и специфической женской миссии на Земле.
Бытовавшие в прошлом изображения беременных и рожениц, как правило, носили технический или культовый характер (учебные пособия для врачей, обучающие родам наскальные рисунки, рельефы и скульптуры, изображавшие богинь культов плодородия в древности). В современном искусстве это чаще всего более или менее отстраненные, рафинированные формальные игры с округлой формой беременного живота. Что касается темы материнства, то она почти ограничивается в прошлом религиозными сюжетами «Благовещение» и «Мадонна с младенцем», в настоящем – сентиментальным детским или групповым семейным портретом.
Так или иначе, собственно субъект этого процесса воспроизводства человеческого рода, исполнитель репродуктивной работы - женщина – отсутствует, не имеет собственного голоса высказывания. [Апофеозом этой фрустрации матерей стала бытовавшая на заре фотографии традиция съемки детей в студии на фоне матери, задрапированной черным покрывалом, выполнявшей чисто техническую опцию – удерживать во время съемки своих чад в вертикальном положении].
Если репродуктивный сюжет и попадает в кадр, то качестве стаффажа, дополнения, схваченный оптикой отстраненного наблюдателя, либо в виде образа, транслирующего некую внешнюю по отношению к женщине традицию. Рассказ не ведется от первого лица, женщиной как непосредственным субъектом процесса. Мы не знаем, что именно чувствуют, о чем думают, чего боятся женщины во время беременности, родов, какие самые первые или самые яркие впечатления, ассоциации связаны у них с материнством, с реализацией их биологической репродуктивной функции. Мы не знаем, как они примиряют внутри себя негативный социально-политический контекст – войны, насилие, экономическое неравенство - с необходимостью воспроизводить человеческий род и культивировать гуманное начало в ребенке.
Сами женщины на тему «репродуктивного труда» упорно молчат – то ли в силу механизма психической саморегуляции, заставляющей нас вымещать, забывать все болезненное, либо в силу негласной договоренности транслировать вовне только бебибумовый гламур. Собственно, и гламур этот весьма конвенционален и однообразен. О том, что на самом деле радует, является счастьем для матерей, молодых, одиноких, просыпающихся десять раз по ночам, страдающих от мастита, отсутствия алиментов и времени на отдых – глядя на эту череду пухлых улыбающихся младенцев, зритель понять не может.
Феминистская оптика сосредотачивается на социальной критике патриархального уклада, где женщину дескриминируют и подавляют, то есть на критике системы, а не на сложном мире чувств женщин, отличающих их восприятие от мужского. Эссенциалистский дискурс, сосредотачивающийся на сути женского, сегодня критикуется большинством феминисток. Как в случае негативного высказывания, так и в случае позитивного, реальность прячется за некой традицией.
Задача выставки BIOWOMAN_REPRODUCTION – дать возможность женщинам-художницам высказаться о беременности, родах и материнстве от первого лица, по возможности минуя штампы и не обходя «запретные», болезненные, наивные или слишком «натуральные» темы. Куратор Мила Арбузова не ставила перед участницами цель исповедовать в работах тот или иной взгляд на материнство. Видеоролик Юлии Горбань «9» составлен из феерических, почти «кислотных» рисунков, зафиксировавших физическое и психическое состояние автора на разных стадиях беременности – опыт постижения иных состояний сознания, метафизического блаженства и раскрытия новых творческих возможностей. Напротив, Мария Годованная в своем видео «Голод» с беспристрастностью на грани зрительской терпимости документирует «ежедневный опыт труда и борьбы», непременно сопутствующий процессу вписывания ребенка в свою собственную взрослую жизнь. «Оседлавшая стул» Александры Овчинниковой передает остервенение, настигающее женщин после многочасового пребывания на детской площадке.
Большинство участниц проекта – матери, среди них есть и многодетные. Но есть и бездетные. Наталья Пивко пропечатала на своем платке историю своей детской перинатальной фобии, переросшей в философию чайлд-фри: «Своей работой я хотела выразить страх перед медицинским аспектом родов, страх возможных осложнений, смерти кого-то из участников процесса. Вид инструментов, кровь, вид новорожденных, их абсолютная беспомощность и слабость пугают меня, но женщины, пережившие роды, утверждают, что новорожденный ребенок - это красиво. В этой работе я пыталась представить, как совмещаются то страшное, что я знаю о родах, с гипотетическим прекрасным, о котором я слышала – я помещаю это страшное в красивую оболочку».
Выставка нацелена на психотерапевтический и миротворческий эффект, на улучшение взаимопонимания между полами, снятие гендерного напряжения, в художественном смысле – на преодоление фрустрированности и отстраненности современного искусства от подлинной реальности человеческих чувств, мыслей и тела.