На исходе непредсказуемого петербургского апреля встретятся скрипка и орган, Бах и Мендельсон, Вьерн и Райнбергер. Петербургские музыканты Илья Лиховидов и Александр Патрушин в программе «Апрель по-королевски» приглашают вас совершить музыкальное путешествие из Барокко в Романтизм, делая остановки в Германии, Франции и России. Бах представлен скрипичной сонатой и органным циклом — Прелюдией и фугой си минор. Предположительно, Бах впервые исполнил это гениальное сочинение в церкви Святого Павла в Лейпциге. Вероятно, это произошло 17 октября 1727 года, когда в храме проходило мемориальное собрание в честь усопшей Кристианы Эбергардины Бранденбург-Байрейтской, курфюстины саксонской и титулярной королевы Польши. Для этого события Бах написал траурную кантату «О королева, луч ещё один». Немецкую линию продолжит Мендельсон. Шесть Сонат по заслугам занимают центральное место в органном творчестве великого романтика-новатора. Завершённые за два года до кончины композитора, они представляют собой объединение типичных для органной музыки форм. Одним из основных жанров в литургии неизменно была и остаётся хоральная обработка. Практически вся музыкальная культура родилась из монодического григорианского хорала, претерпев изменения в эру протестанства. Так, три из шести сонат Мендельсона написаны на темы известных церковных песнопений. В первой части Первой сонаты использована тема, датируемая 1529 «Что пожелает мой Господь, да свершится во все времена». Малоизвестный в России романтик Йозеф Габриэль Райнбергер — автор многочисленных сочинений в различных жанрах, покоряющих своей искренностью и красотой мелодий. Расцвет органной культуры Франции произошёл с рождением нового типа органа, способного заменить симфонический оркестр, благодаря гениальным разработкам легендарного органостроителя Аристида Кавайе Колля. Именно тогда родился жанр органной симфонии. Александр Гильман принадлежит к числу наиболее авторитетных мастеров парижского органного искусства последней трети XIX века. Служил церковным органистом, параллельно давая концерты в Европе и США с неизменным успехом. В соавторстве с Андре Пирро подготовил десятитомную антологию старинной французской органной музыки «Архивы классиков органа», а также составил аналогичное собрание европейской органной музыки, включавшее сочинения Дитриха Букстехуде, Джироламо Фрескобальди, Яна Свелинка, Георга Муффата и др. Бессменный органист Собора Парижской Богоматери, великий виртуоз и импровизатор Вьерн был хорошо известен в Европе, США и Канаде. Его симфонии по праву входят в сокровищницу органной музыки для «симфонических» инструментов. Апрель по-королевски — лучшее из репертуара Короля инструментов.
Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) Соната для скрипки и Basso continuo ми минор BWV1034: Adagio ma non tanto- Allegro-Andante-Allegro Прелюдия и фуга для органа си минор BWV544 Александр Гильман (1837-1911) Соната №1 для органа соло: Finale: Allegro assai Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847) Соната №1 для фа минор ор. 65: IV Allegro assai vivace Луи Вьерн (1870-1937) Финал из Симфонии № 1 ре минор Йозеф Габриэль Райнбергер (1839-1901) Элегия Увертюра (Из цикла «6 пьес для скрипки и органа») Исполнители: Лауреаты международных конкурсов Илья Лиховидов, скрипка Александр Патрушин, орган.