«Галерея Плавающего Звука» — это программа для демонстрации и исполнения работ, выполненных в жанре пространственного звука, отечественных и зарубежных авторов. Куратор: Антон Яхонтов aka Patrick K.-h.
В программе концерта «Четыре грани многоканального звука»:
Борис Шершенков «LIMAÇON B»,
Patrick K.-H. «Mutanys, pt.3» (видео Patrick K.-H. / bestbefore),
Андрей Бундин «Циклы»,
Даниил Коронкевич «Üleminekuaja inimesed»
Андрей Бундин – «Циклы»
«Циклы» — восьмиканальная самоорганизующаяся звуковая инсталляция. Все звуковые элементы данной работы различны по хронометражу. Их циклическое воспроизведение приводит к постоянным изменениям ритма и гармонии благодаря сдвигам фазы. Работа исследует случайности и закономерности в многоканальном звуковом пространстве; ставит вопросы о вероятности, порядке и хаосе. Чем дольше непрерывно экспонируется данная инсталляция, тем более сложной и непредсказуемой она становится.
Исходный материал инсталляции составляют синтезированные синусоидальные тоны, щелчки, звукозаписи различных шумов, а также музыкальные фразы, записанные с помощью акустических и виртуальных музыкальных инструментов. Программирование выполнено в среде Pure Data. Санкт-Петербург, 2016
Даниил Коронкевич - «Üleminekuaja inimesed»
Адаптированная под октофоническую систему версия саундтрека к спектаклю Люди Перехода (Vaba Lava Narva). В основе лежат полевые записи, сделанные в Таллине в Январе 2020 года.
Patrick K.-H. – «Mutanys», серия, (c 2016)
Как следует из названия, основной предмет исследовательского интереса в данной серии — это мутации, в подтверждение чего мутации начинаются уже с орфографии в самом названии.
Начало и середина XX века — это время фазового перехода в музыке. Именно тогда же и произошел качественный скачок в музыкальных «теориях эволюции», за которыми, как и в биологии, последовали теории мутации. До этого «музыкального дарвинизма» было принято полагать, что каждое музыкальное «существо» — будь то жанр или инструмент — обладает определенными характерными чертами, присущими только ему: оркестр, или опера, или гитара, или голос, или партитура обладают уникальными и не пересекающимися параметрами. Именно так и продолжают считать современные музыкальные «креационисты» — согласно их парадигме, у гитары есть некая своя гитарная сущность, равно как и у музыки, создаваемой на гитаре. И эта сущность не может эволюционировать, например, в скрип или в шелест — точно так же как, по мнению креационистов, динозавр не может эволюционировать в птицу.
Ключевым выводом из появления технологий звукового синтеза и звукозаписи стала возможность создания промежуточных форм — уже не гитара но еще не шелест. Более того, мутанты такого рода могут сильно различаться по своим характеристикам, и разнообразие этих новых характеристик задает перспективы появления новых музыкальных форм, не похожих ни на какие из предыдущих.
Patrick K.-H. — pt.3 (2019)
Видео Patrick K.-H. / bestbefore
создано при поддержке SKE / austro mechana
Борис Шершенков — «LIMAÇON B», (2017-2019)
Металлические самозвучащие инструменты — гонги и тарелки — один из древнейших видов музыкальных инструментов, остающихся практически неизменными уже более 2500 лет. Дискообразная форма, различные технологии изготовления и применение особых сплавов меди и олова придают им уникальное звучание, в котором сочетаются большое количество обертонов в негармонических соотношениях.
Некоторая часть обертонов находится в высоком регистре, практически недоступном другим инструментам, благодаря чему перкуссионные тарелки получили второе рождение в ХХ веке и, в составе барабанной установки, используются в самых разных жанрах популярной музыки. Однако большая часть звукового массива идиофона при этом глубоко погружена под поверхность музыкальной композиции и остаётся практически скрытой от слушателя.
Выявить низкочастотные слои можно электроакустическим способом с применением эффекта ближней зоны, возникающего из-за особенностей конструкции микрофонов, имеющих кардиоидную направленность. В плоскости такая направленность описывается замкнутой кривой определённой формы — улиткой Паскаля, в англоязычной литературе называемой французским термином limaçon, то есть просто «улитка». Топологическое распределение мод колебаний по поверхности идиофона становится слышимым благодаря электроакустической системе положительной обратной связи, в которой тарелка выступает в качестве диффузора громкоговорителя, воспроизводящего сигнал с восьми микрофонов, расположенных над её поверхностью по спирали.
Композиция «Limaçon B» представляет собой взаимодействие 20-минутного тестового сигнала тон-генератора с обертоновыми рядами дискообразных идиофонов —перкуссионных тарелок из бронзовых сплавов различного состава — в многоканальной системе обратной связи.