«История солдата» находится на полпути от русского стиля трех больших балетов Игоря Стравинского («Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная») к его неоклассическим шедеврам 1920-х годов. Параллельно с «Историей солдата» Стравинский занимался «Свадебкой», и фольклорные интонации этого великого балета слышны не только в скрипичных соло Солдата – они пронизывают всю партитуру. Между тем, русский сюжет-коллаж из сказок о солдате и чёрте из сборника А. Н. Афанасьева послужил основой для вполне интернационального музыкального коллажа. Стравинский иронически кивает то на американский регтайм, то на французский вальс, пародирует то испанский пасодобль, то условно баховский хорал, а отсылки к военно-духовой музыке XIX века связывают «Историю солдата» с оперой «Мавра» – поклоном композитора в сторону «Золотого века» русской литературы и музыки. Сам автор пояснял Роберту Крафту: «Мой первоначальный замысел состоял в том, чтобы отнести нашу пьесу к любой эпохе и вместе с тем к 1918 году, ко многим национальностям и ни к одной в отдельности...В первоначальной постановке Солдат был одет в форму рядового швейцарской армии 1918 года, тогда как костюм и особенно парикмахерский инструмент чёрта-собирателя бабочек относились ко времени 1830 годов. Наш солдат в 1918 году очень определенно воспринимался как жертва тогдашнего мирового конфликта, несмотря на нейтральность сюжета. «История солдата» остается моей единственной вещью для театра, имеющей отношение к современности».
Программа: Игорь Стравинский (1882 – 1971) «История солдата» (L'Histoire du soldat), сказка о беглом солдате и чёрте, играемая, читаемая и танцуемая. Либретто Шарля Фердинанда Рамю (1918).
Чтецы – артисты БДТ им. Г. А. Товстоногова: Варвара Павлова, Виктор Бугаков.
Музыканты – солисты оркестра musicAeterna: Кларнет – Данила Лукьянов, Фагот – Олжас Аширматов, Тромбон – Жерар Костес, Скрипка – Вадим Тейфиков, Контрабас – Карлос Наварро, Ударные – Андрей Волосовский.
Дирижер – Дмитрий Бородин.