Борис Кустодиев в первую очередь известен своими сахарными, яркими, завораживающе красивыми сценами из «купеческой жизни», и в этом пряничном празднестве кустодиевского искусства нет ни одной фальшивой ноты – художник сумел, при всей декоративности, сохранить безупречный вкус. При этом Кустодиев был и остаётся одним из самых универсальных и многогранных русских художников.
Ученик Репина, член и экспонент «Нового общества художников», «Союза русских художников», постоянный участник выставок «Мир искусства», автор хрестоматийных портретов (вспомнить хотя бы Федора Шаляпина в шубе), «маслениц», «гуляний» и «купчих» — это и многое другое связано с именем Бориса Кустодиев. Он — сочинитель, талант которого возбуждается исключительно от погружения в созданный воображением текст. Весь этот купеческий мир застолий, трактиров, палисадников, ярмарок, подсмотренных на родной Волге, в Астрахани, существует только в его сознании. Недаром огромное количество «купеческих» работ было написано в последнее десятилетие жизни художника, начиная с 1917 года, когда он, парализованный, сидел у окна своей квартиры на Введенской улице в Петрограде-Ленинграде, а на Волге всех купцов уже повывели. Видеть за окном то, чего там уже никогда не будет – особое искусство художника, о котором мы поговорим с Кирой Долининой.
Лектор:
Кира Долинина — доцент Европейского университета в Санкт-Петербурге; Отдела Культуры Издательского Дома «Коммерсант» обозреватель.