С яркой программой из сочинений композиторов XVIII–XIX веков для дуэта органистов выступят Лилия Кузнецова и её ученица Майя Мокрецова. Органный дуэт (исполнение двумя музыкантами на одном органе) — сравнительно позднее явление в истории этого инструмента, в отличие от ансамбля нескольких органов. Репертуар для него начал появляться только в конце XVIII века. Расширение ресурсов большого органа в эпоху романтизма позволило усложнить музыкальный текст, привлечь второго органиста. Жанр органного дуэта расцвел. Поэтому и большая часть произведений, включённых в программу концерта, написана в XIX веке. Прозвучат как небольшие одночастные сочинения (три дуэта С. Уэсли, Анданте Н. Гаде), так и крупные сочинения: Фантазии А. Хессе и В.А. Моцарта, первая часть Сонаты Г. Меркеля, Сарабанда В.Ф. Одоевского. В русской музыке почти нет произведений для органного дуэта. Сарабанда Одоевского — редкое исключение. Фантазия Моцарта — один из интересных примеров музыки, написанной для исполнения не человеком, а музыкальным механизмом. В 1790–1791 годах по заказу графа Деима, владельца художественной галереи в Вене, Моцарт написал ряд пьес «для механического органа в часах» — устройства с органными трубами, автоматически воспроизводящего музыку без участия исполнителя (наподобие музыкальной шкатулки или шарманки, но значительно крупнее и богаче по звучанию). Это сочинение является своеобразным переложением, хотя и максимально близким по своему звучанию к оригиналу, написанному для механического органа. Сочинение, открывающее концерт — кантата И.С. Баха «Храни нас, Боже, словом Твоим». Как и большинство кантат композитора, это произведение основано на одноименном протестантском хорале, написанном М. Лютером, и привязано к конкретному воскресенью в церковном календаре: второму перед Великим постом, в которое предлагается размышлять над ролью божественного слова (Св. Писания) в жизни христианина. Строфы хорала, обработанные то в виде большой хоральной фантазии для хора и оркестра, то вкраплённые в лирический дуэт, то звучащие в строгом четырёхголосном виде чередуются с лирико-философскими размышлениями в сольных ариях. Переложение для двух органистов подчёркивает близость хоровых и органных хоральных фантазий, а яркая разработка аффектов (чувств, эмоций) в музыке арий, даже без слов оказывается убедительной и захватывающей.
Исполнители: Лилия Кузнецова Лауреат международных конкурсов Майя Мокрецова (орган, Санкт-Петербург) Программа концерта: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Кантата на хорал «Erhalt uns Herr, bei deinem Wort» («Храни нас, Боже, словом Твоим»), BWV 126 (обработка для двух органистов С. де Йонга) Самуэль Уэсли (1766–1837) Три пьесы из цикла «Семь дуэтов» для двух органистов Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) Фантазия фа минор: Adagio-Allegro-Adagio Нильс Гаде (1817–1890) Анданте до мажор Адольф Хессе (1809–1863) Фантазия до минор: Adagio–Allegretto–Andante grazioso Иоганн Штраус (1825–1899) – Иоганнес Матиас Михель (1962*) Вальсы (переложение для двух органистов в четыре ноги И.М. Михеля) Владимир Фёдорович Одоевский (1803–1869) Сарабанда для двух органистов Густав Меркель (1827–1885) Allegro moderato из Сонаты ре минор, op.30