Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.

16+

Опера "Елка"

2050

Страница создана 07.11.2017 и обновлена 22.02.2023

Повысить аудиторию мероприятия
Когда
22 декабря 2019 г. 15:00
и 12 января 2020 г. 15:00
мероприятие прошло
Место +7 (812) 326-41-41 Камерные залы Мариинского-2
СПб, ул. Декабристов, д. 34 на карте
  Садовая (1.3 км построить маршрут до метро)
  Сенная площадь (1.5 км пройти от метро)
  Спасская (1.5 км)

Адмиралтейский район
Цена, Р 800800
Сайт https://www.mariinsky.ru
Теги опера
Событие прошло?
Подпишись на Камерные залы Мариинского-2,
получай отзывы и напоминания
 

Внести изменения Внести изменения
 

В Зале Прокофьева Мариинского театра состоится исполнение оперы "Елка".

«Елка» впервые была поставлена в 1903 году в Москве. До Петербурга опера добиралась семь лет и за это время выдержала десяток постановок от Берлина до Перми – фантастический успех. Затем об опере, как и об авторе, забыли надолго: по крайней мере, в Стране Советов ангелам (и долгое время рождественским елкам) делать было нечего. Из всей оперы выжил только вальс, – для многих из нас это единственное знакомое сочинение Ребикова.
Действие «Елки» происходит... Пожалуй, через дорогу от вашего дома: по ремарке композитора, декорация улицы представляет тот город, где опера ставится. Автор желает максимального правдоподобия: «никакого пафоса, никаких эффектов». От героини требуется петь «как можно жизненней» – даже не петь, а произносить всю партию говорком. Ребиков опирался на опыт «Каменного гостя» Даргомыжского и «Женитьбы» Мусоргского, в некотором смысле он предвосхитил Sprechgesang Шёнберга и по жанру приблизился к шёнберговской монодраме. Сам композитор не называл «Елку» оперой – это «музыкально-психологическая драма».

В Мариинском театре «Елка» вошла в цикл маленьких опер для детей, но могла бы украсить и соседний абонемент, где собраны оперы для взрослых. Сказочный первоисточник и рождественская тематика не должны смущать – ведь и «Щелкунчик» трудно назвать детским балетом. Мало детского в том, что призрак матери является замерзающей девочке со словами «Я смерть!» – и музыка медленно улетает в открытый космос. Рифмованное либретто с его пафосом познания бытия напоминает еще одну недетскую сказку, «Иоланту», да и в нотном тексте явно влияние поздних опусов Чайковского – к слову, одного из немногих, кто поддержал молодого композитора Ребикова.

«Было время, когда признавалось только грандиозное, отметалось все маленькое, миниатюрное. Измельчал ли род людской, зрение ли улучшилось, но человечество взяло в руки микроскоп и нашло целый новый мир, не менее интересный, чем тот, который приходилось рассматривать в телескоп». Слова принадлежат композитору Владимиру Ребикову. Он и есть человек с микроскопом, автор «маленькой музыки». Основная часть его сочинений – миниатюры, фортепианные или вокальные. Последние Ребиков создавал в особом, им самим выдуманном жанре меломимики: не пантомима и не романс, не оперное пение и не бытовая речь – доверительный разговор, долгий взгляд глаза в глаза. Свой метод композитор называл музыкально-психографическим («музыка есть стенография чувств» – тезис Толстого, усвоенный им еще в юности). Цель – передать звуками настроение или чувство, заразить им слушателя, достигнуть эффекта гипноза.

Психографику и меломимику Ребикова одни считали смелым новаторством, другие – дурной литературщиной, и почти все – чудачеством. К этому нужно прибавить музыкальный язык Ребикова с его сползающими хроматизмами, целотонной гармонизацией и параллельными квинтами – язык, взявшийся в 1890-е годы непонятно откуда. (На приеме в Московскую консерваторию суровый Танеев объяснил стиль Ребикова отсутствием слуха – и провалил абитуриента). Ребиков, действительно, опередил время, по крайней мере на десятилетие. Рассказывают, что, играя свои сочинения в Париже, композитор услышал в публике: «Похоже на "Пеллеаса и Мелизанду"!» Покрасневший автор показал издания собственных пьес и принялся объяснять, что придумал все это раньше Дебюсси.

Потом композитор признавался, что не выдумывал диссонансы специально, а только искал внутренний дух музыки, который бессильны выразить «аккорды с разрешения начальства». И снова повторял как заклинание: аккорд красив, если передает настроение и чувство. Он так и остался заложником психографический концепции, и под конец жизни оказался всеми забыт. Легенда гласит, что его нашли замерзшим в своем доме в Ялте лютой зимой 1921 года – хотя известно, что Ребиков умер в августе. Фольклор отождествил автора с его героиней, девочкой из «Елки» – оперы, которая еще при жизни композитора считалась его главным сочинением.

.Читать полностью

Как добраться

Маршрут

Событие упоминается в статьях
Опера "Елка" ждёт гостей

Мероприятие состоится в Камерных залах Мариинского-2 22 декабря в 15:00....

Рекомендованы для посещения Петербургом2
Золотая долина Карельского перешейка для семейного отдыхаЗолотая долина Карельского перешейка для семейного отдыхаКультурный квартал БрусницынКультурный квартал БрусницынГосударственный музей-заповедник ГатчинаГосударственный музей-заповедник ГатчинаОкунись в фантазии и сны Зигмунда ФрейдаОкунись в фантазии и сны Зигмунда ФрейдаЭкстремальные аттракционы, лабиринты и захватывающие квестыЭкстремальные аттракционы, лабиринты и захватывающие квесты
Отзывы о событии Опера "Елка"Пожаловаться
0
Оценить событие   

Комментарии посетителей о событии

Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте
Ваше имя
 
Ольга20 февраля 2019 г. 20:29
Это мои самые любимые залы - артистов хорошо видно, чудесная акустика. Концерты всегда очень живые, даже эмоции исполнителей можно уловить. Здесь не чувствуешь отрыва от сцены, как на дальних местах на больших площадках. Близко там редко удается сесть, места дорогие, а тут куда не сядь, везде рядом. К тому, что исполняется и кто это делает, здесь относятся очень ответственно. Приходила на молодые имена, еще не раскрученные, но всегда это были исполнители на высоте и исполняли сложные произведения, и исполняли не сухо, а с глубокими переживаниями. От них заряжаешься большой любовью к музыке.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Главное
Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю