5-7 августа Новая сцена Александринского театра, журнал «Сеанс», книжный магазин «Порядок слов», представляют программу «Кино в театре. К Году литературы в России». При поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга.
Торжественное открытие Года литературы в Санкт-Петербурге прошло на Новой сцене Александринского театра в марте 2015 года. В рамках года в Александринском театре задуманы и проводятся мероприятия самого разного формата. В августе Новая сцена, журнал «Сеанс» и книжный магазин «Порядок слов» начинают серию кинопоказов «Кино в театре», в которой соединятся литература, кино и театр.
Первая серия проекта, обозначенная «Ретроавангард» и включающая экранизации русской классики, пройдет с 5 по 7 августа. Признанные мэтры российского кино Александр Сокуров и Сергей Соловьев перед сеансами своих фильмов обратятся к аудитории со вступительным словом. Режиссер Ирина Евтеева представит свою работу - фильм «Арвентур», премьера которого состоялась на ММКФ-2015.
В серии показов «Ретроавангард» мы задаем иной ракурс для понимания взаимоотношений двух искусств. Литература для кино – не старшая сестра и не источник сюжетов. Скорее – бездонный колодец вдохновения, канал прочной связи с вечностью. Кино не просто изучает и использует литературные сюжеты, пытаясь перенести их на экран, оно исследует связи литературы и бытия, раскрывая подлинную силу слов, воплощенных в кадре. Четыре фильма, которые мы покажем первыми, – эксперимент, они разрушают привычное понимание экранизации, исследуют границы нашего понимания литературы. «Анна Каренина» Сергея Соловьева просачивается в несвойственную классическому роману реальность через портал «2-АССА-2». Александр Сокуров возвращает к жизни покойного Чехова (кто из философов не рассуждал о мистическом могуществе пленки и власти камеры над мертвыми?). Ирина Евтеева рисует рассказы Александра Грина на холсте экрана. Для нас важно, что свои фильмы авторы представят публике лично, а после показа обязательно ответят на вопросы зрителей.
Программа:
5 августа \ ср \ 18:00
Сергей Соловьев представляет фильмы «Анна Каренина» И «2-АССА-2»
6 августа \ чт \ 19:30
Александр Сокуров представляет фильм «Камень»
7 августа \ пт \ 19:30
Ирина Евтеева представляет фильм «Арвентур»
О фильмах:
5 августа \ ср \ 18:00
Сергей Соловьев представляет фильмы «Анна Каренина» и «2-АССА-2»
«Анна Каренина» и «2-АССА-2» – два совершенно разных фильма, по прихоти автора и судьбы, вдруг сложившиеся в дилогию. Экранизация классики и постмодернистское кино о кино, вместе стали тревожным метатекстом о современности, который сейчас уже невозможно разъять на части. Мы представим эти фильмы вместе, а сам показ предварит автор – великий режиссер, изящный интерпретатор классики, точный летописец современности Сергей Александрович Соловьев.
Ксения Рождественская о фильмах:
«Определяя китч, Бодрийяр писал: «Для него характерна как бедность в том, что касается реального значения, так и чрезмерное изобилие знаков, аллегорических референций, разнородных коннотаций, экзальтация в деталях и насыщенность деталями». Метод второй «Ассы» этой цитатой исчерпывается. Чтобы развести параллельные игрушечные вселенные, где Лев Толстой спускается на летающей тарелке, а Ленин вторит Тарантино, Алика может сделать лишь одно: прожить «Анну Каренину» взаправду, как двадцать лет назад. Это единственный способ выйти за пределы времени и снять настоящее кино.
Когда Анна идёт по платформе, две горничные послушно произносят текст Толстого. «Настоящие», - говорят они о кружеве на платье; «Настоящая», - слышим мы. Анна крестится, и режиссёр кричит: «Пошла!»»
6 августа \ чт \ 19:30
Александр Сокуров представляет фильм «Камень»
Антон Павлович Чехов (названный в фильме Гостем) возвращается из небытия, чтобы провести ночь в своем ялтинском доме, сбереженном для него музейными хранителями. Этими словами можно описать сюжет (и только сюжет!) фильма «Камень», литературной фантазии, в которую погружает Сокуров своего зрителя. Это мир чёрно-белых фактур, приглушённой речи, сдержанных звуков, искажённых очертаний, смещённых ракурсов, размытых границ. Настоящее лекарство от реальности.
Михаил Ямпольский о фильме:
«В случае с «Камнем» можно говорить о крайней форме сокуровского радикализма: в момент [фильм вышел в 1992 году – прим. ред.], когда главный критерий ценности обозначен словом «актуальность», Сокуров снимает кино о Вечном, и будто бы из Вечности. Он игнорирует реальность (в паре с актуальностью) тотально. Тем же тотальным безразличием реальность отвечает на его фильм. В этом смысле они как бы квиты. Но поскольку речь идет все-таки об искусстве вообще, и об искусстве кинематографа в частности, нельзя не заметить, что в «Камне» Сокуров в очередной раз совершает судьбоносные для киноязыка революционные открытия, и, в сущности, говоря о фильме — о них, собственно и нужно вести речь.
Из дневника актера Леонида Мозгового:
«Очень изумился и обрадовался - есть что играть - оживший Чехов! Не Чехов, живущий в Ялте, а оживший в наши дни и вернувшийся в свой дом. А я-то выписывал всё, что связано с жизнью Антона Павловича - его характер, привычки, отношения. Ну, ничего, - всё пригодится. Да, для актёра потрясающая задача!»
7 августа \ пт \ 19:30
Ирина Евтеева представляет фильм «Арвентур»
«Арвентур», как прежние работы Ирины Евтеевой, создан в смешанной анимационно-игровой технике. Свои картины Евтеева называет фантазиями. Это слова в полной мере описывает и новый фильм, поставленный по мотивам произведений Александра Грина.
Фильм демонстрировался в рамках ММКФ-2015. На Новой сцене Александринского театра состоится его предпремьерный показ.
Ирина Евтеева о фильме:
«Это дилогия. В основе первой части, «Фанданго», – фантасмагорический рассказ Александра Грина. Она строится на противопоставлении реальности, холода, голода в Петрограде 1921 года и живописи, иного, ирреального мира, в который попадает герой. Вторая часть, «Тайна морского пейзажа», – основана на даосской притче о китайском художнике и императоре. Император обвинил художника в том, что его империя не так прекрасна, как на его картинах. Он владеет картинами, но не повелевает творчеством художника… Арвентур – вымышленная страна, духовный мир, который каждый человек несет в своей душе, вот в эту страну и попадают герои обеих историй».