1 декабря официальную программу фестиваля «Дягилев. P.S.» 2017 завершит выступление труппы Национального хореографического центра Ballet de Lorraine (Франция). Фестиваль, впервые в России, покажет балеты «След древних движений», «Тропический лес» и «Спектакль отменяется» (в двух действиях с кинематографическим антрактом).
В разное время труппу Ballet de Lorraine (Балет Лотарингии) из Нанси возглавляли Патрик Дюпон, Пьер Лакотт, Франсуа Адрэ и Дидье Дешан. Ныне ею руководит швед Петер Якобсон — танцовщик и хореограф, выпускник Академии Русского балета им. Вагановой и Шведской королевской школы балета. Сегодня труппа, воспитанная на классической традиции, не боится экспериментов в современном танце и тяготеет к синтезу разных видов искусств.
В первом акте будет представлен балет «След древних движений» (2017) — игра с иллюзиями и перевоплощениями. Постановщики спектакля – Петер Якобсон и Томас Келей, много лет проработавший в труппе Мерса Каннингема. Три хореографических сценария разыгрываются в мерцающем полупрозрачном пространстве, видоизменяющемся то в сцену, то в танцевальный клуб, то в арену стадиона. При этом каждая из платформ диктует свои «правила игры».
Вторая часть «Тропический лес» (1968) Мерса Каннингема, легендарного американского хореографа-новатора второй половины XX века. Его сюрреалистические танцы, когда разные части тела двигались как бы независимо друг от друга и создававшие трудности для исполнителей вызывали непримиримые споры и оценки, сегодня являются уже классикой современного танца. Оформил спектакль не менее культовый для американского искусства художник — Энди Уорхол.
И, наконец, завершит вечер балет «Relache» — в переводе с французского — «Спектакль отменяется» — уникальное творение блестящих мастеров европейского авангарда 1920-ых года – основа и кладезь многих идей, вдохновляющих мастеров XX века.
Авторы реконструировали сочинение 1924 года, придуманное парадоксальным французским художником-авангардистом Франсисом Пикабиа и поставленное Жаном Бёрлином на музыку Эрика Сати, эксцентричного композитора, соратника Сергея Дягилева. В ткань балета вплетен немой фильм великого Рене Клера. Зрителям был обещан «инстантеистский балет с кинематографическим антрактом и собачьим хвостом». «Инстантеистский» означает «происходящий в одно мгновение», но что подразумевалось под «собачьим хвостом», так и осталось тайной.
Название балета – Relâche – тоже своего рода дадаистская шутка, ведь слово это использовалось на афишах спектаклей для обозначения их отмены. Премьера балета на самом деле была отменена из-за болезни Жана Бёрлина — ученика Михаила Фокина, солиста, хореографа и художественного руководителя Ballets Suédois — авангардной балетной труппы, шедшей по стопам Ballets Russes. Однако, показ «Спектакль отменяется» всё же состоялся неделей позднее, 4 декабря 1924 года в знаменитом парижском театре «Театре Елисейских полей».