Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.

16+

Выставка Егора Федоричева "Немое зарево"

1223

Страница создана 30.04.2021 и обновлена 02.03.2023

Повысить аудиторию мероприятия
Когда
с 30 апреля 2021 г. 11:00
по 22 мая 2021 г. 11:00
мероприятие прошло
Место +7 (812) 309-35-99 Художественная галерея MYTH
СПб, ул. Чайковского, д. 61 на карте
  Восстания площадь (1.7 км построить маршрут до метро)
  Гостиный двор (2.1 км пройти от метро)
  Маяковская (1.7 км)
  Невский проспект (2.2 км)
  Чернышевская (224 метра)

Центральный район
Цена, Р Вход свободный 0
Сайт https://mythgallery.art
Теги живописьсовременное искусствоискусствосвободный входвременные выставкиперсональные выставкихудожественные выставки
Событие прошло?
Подпишись на MYTH,
получай отзывы и напоминания
 

Внести изменения Внести изменения
 

Представитель немецкой классической философии Фридрих Шеллинг утверждал, что живопись обладает двумя нетелесными и духовными средствами – светом и красками1, необходимыми для изображения природы как бессознательно-духовного творческого начала, которое пребывает в неизменном – вечном – состоянии в абсолютном пространстве-времени.

Присущая романтизму идея об одухотворенной природе и её единстве с человеком сегодня обретается в новых онтологиях, произрастающих из желания описать (природный) мир по ту сторону человека. «Разница... [между ними состоит] в том, что сегодняшние философы природы больше не рассматривают свой предмет, как зеркало духа, универсум божественного творения... но стремятся понять природу как таковую»2. Принимая это различие, можем ли мы вместе с тем применить упомянутые выше выразительные «активы» к только появившимся философским концепциям? Есть ли в нашем распоряжении все необходимое, чтобы представить это Великое Внешнее – непостижимый, одновременно пугающий и восхищающий, зловещий, величественный и необъятный мир-без-нас? Может быть, над нашими головами уже реют «флаги» – живописные пейзажи времен критического реализма, поднятые на длинных дверках в качестве священных хоругвей3 и воинственных знамён?

Взгляд, на мгновение погружаясь в прохладную сине-зеленую муть заболоченного озера, устремляется в соломенного цвета поле и к землистым прогалинам, переходит на поросший травой холм, который до самого горизонта тянется возвышенностью, исчезающей в пастельной дали, и скатывается по пологому его склону в сторону свежего подлеска и – дальше – леса, темной широкой полосой проступающего сквозь туман.

Эти живописные образы мира-без-человека – обещание наслаждения «высшим Законом... [и] истинным светом неиспорченной и неискажённой природы»4. Однако оно не исполняется, потому что мы попадаем в ловушку художественной традиции: «всякий рисунок или живописное полотно, использующее перспективу, говорит своему зрителю, что он – центр мира»5. Она постоянно возвращает нас самим себе, приписывая способность видеть и осмыслять исключительно человеку. Живописный канон традиции оказывается слишком ограниченным, чтобы вместить то, что по своим пространственно-временным масштабам многократно превосходит человека.

Однако это вовсе не означает, что традицию нельзя оспорить, отвоевав у неё интуицию художественного языка. «Немое зарево» Егора Федоричева убедительно это демонстрирует. Выставка создает нечто простое – эффект, который понимается как общее впечатление, но не от того или иного пейзажа – архитипического образа природы, а от борьбы художника с его собственным языком, с тем, как этот язык понимается традицией, к которой он принадлежит.

Выставку открывают три вертикальных холста без подрамников от пола до потолка, продолжает уподобленное порталу большеформатное полотнище, и завершают две противостоящие друг другу живописные плоскости, кафельная и тканевая, за одной из которых скрыта «история».

Первые три произведения композиционно строятся на конфликте двух образных: реалистического пейзажа в центре и наступающей на него со всех сторон абстракции. Пейзажи являются репликами, аллюзиями и реминисценциями на живописные произведения русских художников второй половины XIX в. Изображенные на обесцвеченном военном брезенте они, выцветшие или потускневшие, скромные, мягкие и лирические, проявляются как след классической традиции, обращенной к невинной и нетронутой человеком природе. Они обозначают историческое измерение и формируют «археологический» слой выставки.

Абстрактная форма образована наслоениями красочной массы. Её палитра, колорит и фактура ассоциируются с человеческим телом и его физиологическими выделениями. Абстракция энергична и напориста, пейзаж статичен и упокоен, а контраст между ними символизирует угрозу одной сущности по отношению к другой. Удивительно, что в действительности мы не можем ответить на вопрос, кто кому (что чему) угрожает. Потому что пейзаж может быть интерпретирован и через изображение (виды природы), и через культуру (произведение искусства), что оказывает влияние на восприятие абстракции: она оборачивается то человеческой массой, то бесформенным средоточием неизвестных и внушительных природных сил.

Интуиция Федоричева схватывает сложность отношений внутри этой понятийной системы и делает применимой в плоскости искусства. Наслоения и потеки – упрямые и неподатливые субстанции, – «сталкиваясь» с реалистическими изображениями, выявляют напряженности между ними и провоцируют аномалии и сбои в живописной традиции, приводя к обновлению художественного языка.

Ролан Барт в эссе о Сае Твомбли писал: «Каковы бы ни были воплощения живописи, каковы бы ни были ее носители и форматы, всегда возникает один и тот же вопрос: «Что там происходит?». Холст, бумага или стена: речь идет о сцене, на которой что-то приключается... И картину... следует воспринимать как своеобразный театр...: занавес поднимается, мы смотрим, ждем, внимаем, понимаем»6.

Что же происходит на выставке «Немое зарево» Федоричева? Плененные некой большой, возвышенной идеей мы становимся под её знамёна и отправляемся в крестовый поход. Мы направляемся через черную непроглядную пасть портала в пугающую неизвестность, где мы либо упремся в прохладный голубой кафель ванных комнат, уборных и общественных пространств, сведя одухотворенные романтические устремления к мещанскому жизненному укладу, либо найдем в складках и изгибах новые образные и языковые средства, с помощью которых мы сможем описать свои переживания и опыт в тех сферах, которые не описываются словами. Главное, не засматриваться слишком долго на зарево, влекущее нас и освещающее нам путь. Потому что, отведя взгляд, окажешься им ослеплен и подобно маленьким котятам начнешь гоняться за воображаемыми солнечными всполохами под веками, принимая их за реальность.

Необходима предварительная регистрация.

.Читать полностью

Как добраться

Маршрут
Рекомендованы для посещения Петербургом2
Нескучные музеи для взрослых и детейНескучные музеи для взрослых и детей Молодежный театр на Фонтанке Молодежный театр на ФонтанкеПочувствуй себя героем игры Angry BirdsПочувствуй себя героем игры Angry BirdsIT ресторан ИгристыеIT ресторан ИгристыеСамый большой музей любви и эротики 18+Самый большой музей любви и эротики 18+
Отзывы о событии Выставка Егора Федоричева "Немое зарево"Пожаловаться
0
Оценить событие   

Комментарии посетителей о событии

Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте
Ваше имя
 
Ольга3 февраля 2020 г. 6:31
К современному искусству отношусь с интересом, но когда сама на такие выставки попадаю, то далеко не всегда понимаю замысел автора и такие довольно странные работы. В галерее меня особенно привлекает возможность увидеть авторов и в непринужденной обстановке услышать от них самих историю их работ, задать вопросы. При этом пространство это открытое для всех интересующихся, мероприятия есть бесплатные. Акцент на русских авторов для меня особенно приятен, про других и так слышим, а своим трудно раскрутиться. И нашим проще приехать и общаться со зрителями. Жду много новых интересных встреч.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0

Прошедшие события

Главное
Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю