«Ночь. Улица. Фонарь...»
- этому классическому образу петербургской ночи уже больше века, но его гениальная простота поэтически неисчерпаема.
На представленных фотографиях свет и темнота ведут свой ночной диалог, который то погружает зрителя в зримую тишину, то звучит яркими цветовыми аккордами, то охватывает сновиденческой реалистичностью пространства, то трансформируется в калейдоскопическую абстракцию, характерную для люминографии XXI века.
Неразрывную связь света и искусства, которую уже много лет исследуют художники Люминографического общества Санкт-Петербурга, можно увидеть и почувствовать на выставке «Ночь. Люминографические сны».
Для нас тут интересно то, что необъяснимая до сих пор способность большинства людей видеть сны (как «спящий» мозг ухитряется с такой скоростью делать «рендеринг»-«визуализацию» своих 3D фантазий, которые спящий вроде бы и не заказывал?) – свидетельство того, что «в каждом живет художник», и тема «сна» является как бы общей для зрителя и художника – это тема интереса к тайне воображения, источника фантазий в глубине собственного внутреннего мира, куда нет открытого доступа не только посторонним, но и самому обладателю/носителю «внутреннего мира». Одна из идей Юнга заключается в том, что душа как саморегулирующийся организм компенсирует установку сознания противоположной бессознательной установкой», т.е. Юнг как бы говорит, что «тень» (темнота, отсутствие света) так же необходима для создания образа объекта/пространства, как и свет.Сознательная, или «дневная» жизнь души дополнена бессознательной, «ночной» стороной, которую мы воспринимаем как фантазию.
При люминографическом подходе тема «Ночь» порождает фейерверк ассоциаций, внедренных в культурный багаж зрителей классиками:например, «Карнавальная ночь», «Маскарад», «Ночь в опере», «Ночь перед рождеством», «Ночь на Ивана Купалу», «Сон в летнюю ночь», «Варфоломеевская ночь» и пр. То есть, с одной стороны, каждому автору достаточно легко найти в теме «Ночь» связь с собственным творчеством,а с другой стороны, через тему «Ночь» (и веерные ассоциации с этой темой) авторам достаточно легко установить связь с ассоциативным воображением зрителя.
Необычайная широта темы «Ночь» в жизни, культуре и искусстве дает прекрасную возможность свободно и гармонично объединить максимально разные авторские подходы и к самой «реальности», и к искусству, и к трактовке темы – чтобы представить зрителю уникальное сообщество мастеров, сложившееся в Люминографическомобществе,а также каждого автора максимально индивидуально.