Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.

16+

Выставка "Леонид Шервуд. 1871-1954"

1630

Страница была создана и обновлена 05.05.2023

Повысить аудиторию мероприятия
Когда
с 12 апреля 2023 г. 10:00
по 3 июля 2023 г. 10:00
мероприятие прошло
Место +7 (812) 595-42-48 Михайловский замок
СПб, ул. Садовая, д. 2 на карте
  Невский проспект (772 метра построить маршрут до метро)
  Гостиный двор (717 метров пройти от метро)
  Адмиралтейская (1.3 км)

Центральный район
Цена, Р 270-550270
Сайт http://rusmuseum.ru
Теги скульптурадо 1000 рубдо 500 рубвременные выставкиперсональные выставкихудожественные выставкитематические выставки
Событие прошло?
Подпишись на Михайловский замок,
получай отзывы и напоминания

Мероприятия в Михайловском замке

29 марта 2024 10:00Выставка "Лица России. Портретная галерея Русского музея"
Новая постоянная экспозиция в Михайловском (Инженерном) замке демонстрирует эволюцию...

270-550 Руб.


Внести изменения Внести изменения
 

В Михайловском замке Русского музея открывается выставка «Леонид Шервуд. 1871–1954». Несмотря на то, что Шервуд был одним из ведущих скульпторов первой половины XX века - именно он создал памятник адмиралу Макарову в Кронштадте, памятники Александру Радищеву, Александру Герцену и другим видным деятелям культуры и политики, - сейчас имя мастера мало знакомо широкой аудитории. Русский музей впервые показывал произведения Шервуда в 1952 году, сейчас спустя 70 лет, он вновь представляет творчество выдающегося скульптора на монографической экспозиции. Во время подготовки выставки удалось исправить неточности в творческой биографии Шервуда. Посетители смогут познакомиться с художественным наследием автора. В экспозиции будет показано более 30 произведений из коллекции Русского музея и других музейных и частных собраний, дополненных фотографиями и архивными материалами.

Выставка, построенная по хронологическому принципу, поэтапно знакомит с различными периодами жизни и творчества Леонида Шервуда – от ранних реалистичных работ до произведений, выполненных под конец жизни автора. Шервуд всегда находился в творческом поиске, не боялся экспериментов. Широкий диапазон творческих средств вместе с техническим мастерством делают его одним из самых интересных мастеров русской скульптуры ХХ века. Переходя из зала в зал, посетители выставки увидят, как менялась творческая манера автора с течением времени. Его произведения – свидетельства эпохи, настроений и потребностей людей до и после революции. Далеко не все работы Шервуда сохранились, на выставке будут представлены фотографии утраченных замыслов и не осуществленных проектов.

Выставку открывают дореволюционный бюст А.С. Пушкина (1902) и авторский эскиз самой известной работы Леонида Шервуда - статуи «Часовой» (1932). Интересна выполненная в тонированном гипсе полуфигура писателя и журналиста Глеба Успенского (1843–1902), поступившая в Русский музей в 1958 году от наследников Шервуда. Ранее она, равно как и созданное по этой модели надгробие Успенского, датировалась 1904 годом, на самом деле по архивным документам выяснилось, что скульптура была завершена на несколько лет позднее. Кроме того, было установлено, что хранившийся в фондах Русского музея барельеф, считавшийся портретом ученого-лесовода и орнитолога Д.Н.Кайгородова, в действительности, является частью надгробия Успенских – на нем запечатлена вдова писателя Александра Успенская (1845–1906). Подобные открытия ценны и значительны для дальнейшего изучения творчества крупного мастера.

Леонид Шервуд не боялся выходить за рамки общепринятых традиций. Характерным примером был открытый 18 мая 1908 года монумент графу Павлу Петровичу Шувалову, политическому деятелю и владельцу пермских металлургических заводов. Необычная поза Шувалова, будто выступающего перед рабочими, была далека от шаблонных решений, как и пьедестал, на боковой грани которого имелась надпись: «Служащими и рабочими Лысьвенского горного округа сооружен в 1904–1907 гг. Лепил скульптор Шервуд...». В процессе работы над монументом был создан станковый портрет графа, бронзовый отлив которого поступил в собрание Русского музея в 1925 году из Шуваловского дворца-музея – именно он представлен в экспозиции.

В залах выставки демонстрируются произведения, в которых чувствуется влияние художественных течений начала XX века. Для стиля модерн характерна, например, небольшая бронзовая скульптура под условным названием «Ангел» (1906), из собрания внучки скульптора Ольги Шервуд. Особенности другого стиля - неоклассицизма - очевидны в двух вариантах рельефа «Поцелуй», принадлежащих ГРМ и Ольге Шервуд. Ещё одной значимой работой этого периода является проект надгробного памятника Михаилу Врубелю. Две авторские модели находятся в собрании Русского музея. Они хорошо известны посетителям, так как обычно размещаются в Открытом фонде скульптуры в Михайловском замке.

История бытования многих произведений Шервуда печальна – их след потерян, остались только фотографии («Проект памятника Пушкину», «Проект памятника Комиссаржевской» – из собрания Лилии Цинбал). В числе сохранившихся дореволюционных портретов необходимо отметить исполненные в 1915–1916 годах бюсты знаменитых солистов Мариинского театра Ивана Мельникова (1832–1906) и Федора Стравинского (1843–1902), которые до сих пор украшают театральное фойе. Их гипсовые модели в 1956 году поступили из бывшей мастерской Шервуда в Русский музей.

Следующие залы представляют работы Шервуда, выполненные после революции. Благодаря активному участию в реализации ленинского плана монументальной пропаганды в 1918–1919 годах мастер завоевал авторитет одного из ведущих скульпторов Петрограда, что в последующие десятилетия помогало ему получать важные заказы и продолжать активную творческую деятельность.

Так, в первой половине 20-х гг. XX в. Шервуд создал барельефное изображение Владимира Ленина и бюст Дмитрия Менделеева, затем были созданы и другие по-своему выразительные портреты. Например, голова Анатолия Луначарского, покровителя скульптора, была исполнена с натуры. Нарком изображен произносящим речь, что было нетипично для академической скульптуры и свидетельствовало об интересе скульптора-импрессиониста к передаче эмоций. В 1927 году Шервуд создал портрет Петра Войкова, одухотворенный образ которого сочетается с конструктивистским основанием. Скульптор стремился выработать новую синтетическую форму, поэтому он и стал вводить в свои произведения отдельные элементы конструктивизма. В этот период им также был создан портрет Иосифа Сталина, гипсовая модель которого передана на выставку Музеем политической истории России.

На рубеже 1920–1930-х Шервуд перешел от исторического портрета к композициям на политическую тему. Получив заказ Реввоенсовета на исполнение композиции для выставки «XV лет РККА», он создал известную работу «Часовой». Образ использовался в массовой агитации и был признан «одним из первых произведений социалистического реализма в скульптуре», а его автор стал живым классиком. Гипсовый эскиз знаменитого «Часового» из собрания Русского музея, как уже говорилось, можно увидеть на выставке в Михайловском замке.

В 1940-е годы Шервуд почти не участвовал в выставках, работая только над заказными проектами. В 1941 году к 70-летию скульптору была присвоена степень доктора искусствоведческих наук, в 1946 году он был награжден званием заслуженного деятеля искусств РСФСР и орденом Трудового Красного Знамени. В конце Великой Отечественной войны Шервуду удалось получить заказы на ряд произведений, том числе на проекты памятника Илье Репину к 100-летию со дня его рождения. Два проекта памятника хранятся в собрании Русского музея, фрагмент одного из них, наряду с фотографией модели, представлен в экспозиции. Это одни из самых поздних сохранившихся произведений автора.

.Читать полностью

 

Как добраться

Маршрут
Рекомендованы для посещения Петербургом2
 Молодежный театр на Фонтанке Молодежный театр на ФонтанкеОткрытая киностудия ЛендокОткрытая киностудия ЛендокЦирк Чинизелли на ФонтанкеЦирк Чинизелли на ФонтанкеГосударственный Эрмитаж: Зимний дворец Петра IГосударственный Эрмитаж: Зимний дворец Петра I
Отзывы о событии Выставка "Леонид Шервуд. 1871-1954"Пожаловаться
0
Оценить событие   

Комментарии посетителей о событии

Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте
Ваше имя
 
Вероника30 марта 2019 г. 13:30
Великолепная коллекция живописи захватывает дух. Картины тут везде, даже на потолке...
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Наталья27 марта 2019 г. 15:21
Как-то так получилось, что Михайловский замок был единственным из крупных музеев Санкт-Петербурга, где я ещё не побывала. Вот, решила закрыть этот пробел. Пошла туда в субботу в 12:00. На удивление посетителей было много, без давки, конечно, но было ощущение лёгкого ажиотажа. В тот день работала выставка Даши Намдакова, посвященная истории и культуры бурятского народа. В основном, это были скульптуры, причём разных, так сказать, жанров: были скульптуры слонов и прочих диких зверей, каких-то мифических существ, было несколько лицевых масок причудливых форм. Для общего развития - неплохо, мне понравилось.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Галина23 августа 2013 г. 22:31
Сегодня посетила музей с дочерью и внуками. Ушли не просмотрев все экспозиции. Замечания получили в каждом зале, причем замечания не деликатные. Я лично очень взрослая женщина, но столько замечаний никогда в жизни не получала. Видимо исторически сложилась сложная ситуация в этом здании. Больше никогда не приду, пусть бабушки-надсмотрщицы не бес покоятся. Это единственный музей в Санкт-Петербурге с таким отношением к посетителям.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Главное
Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю