Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.

16+

Выставка "Освятися алтарь... Русские гравированные антиминсы XVII - XIX веков"

3632

Страница создана 16.07.2020 и обновлена 04.03.2023

Повысить аудиторию мероприятия
Когда
с 20 июля 2020 г. 10:00
по 29 сентября 2020 г. 13:00
мероприятие прошло
Место +7 (812) 314-30-80 Государственный музей истории религии
СПб, ул. Почтамтская, д. 14/5 на карте
  Садовая (1.1 км построить маршрут до метро)
  Сенная площадь (1.2 км пройти от метро)
  Спасская (1.2 км)
  Адмиралтейская (900 метров)
  Невский проспект (1.5 км)
  Гостиный двор (1.8 км)

Адмиралтейский район
Цена, Р 100-250100
Сайт https://vk.com
Теги историяклассическое искусствоискусстводокументалистикадо 250 рубвременные выставки
 

Внести изменения Внести изменения
 

Государственный музей истории религии открывает выставку, посвященную уникальным памятникам русского графического искусства XVII – XIX вв. — антиминсам. Впервые в России антиминсная гравюра и история ее развития становятся главным объектом экспонирования — до настоящего времени российскими музеями изредка выставлялись лишь отдельные произведения данного типа русской графики.

Антиминс (в переводе с греческого – «вместопрестолие») – плат, которым накрывается алтарь в православном храме. Обычно в антиминс вшиваются частицы мощей святых — как продолжение раннехристианской традиции совершения литургии на гробах мучеников в катакомбах. Освященный архииереем антиминс по сути дает право совершать в храме таинства.

На Руси антиминсы появились с принятием христианства в конце X века. Долгое время они были рисованными. В центре изображался крест, а по краям покрова вписывались дата освящения антиминса, название храма, для которого он предназначен, а также имена правителя и архиерея.

На рубеже XVI — XVII вв. простой рисунок креста заменяет композиция со сценой «Оплакивания Христа», а затем под влиянием украинской традиции утверждается сюжет «Положения во гроб». Выбор иконографии не случаен — он наглядно выражает смысл литургии и евхаристическую значимость покрова, который в момент полагания на него причастного хлеба и вина символизирует гробницу, куда ученики опустили тело Христа.

Вскоре рисованные антиминсы сменили покровы, отпечатанные с деревянных гравированных досок. Печать гравюр на ткани не была чем-то редким. Как правило, такие оттиски – образы святых, многофигурные композиции, карты — раскрашивались водными красками. В России печатные антиминсы вошли в употребление в начале 1650-х гг. при патриархе Никоне.

Антиминсная гравюра – особая область в отечественном искусстве графики. Ведущую роль в ее эволюции играли настоящие мастера. Среди авторов антиминсных гравюр следует назвать братьев И.Ф. и А.Ф. Зубовых, О. Эллигера, А.П. Антропова, И.А. Соколова, П. Семечкина, академиков Ф.Г. Солнцева и Л.А. Серякова. Кроме того, поиск путей для продления срока службы гравированных досок (спрос на печатные антиминсы постоянно рос) привел к применению редких в искусстве эстампа техник – гравюры высокой резьбы на меди и гальванопластики.

Это не только памятники искусства графики, но и ценные документы. Надписи на антиминсах – названия храмов, имена и подписи архиереев - представляют большой исторический интерес для широкого круга специалистов.
Почти все представленные антиминсы экспонируются впервые. Дополнят выставку иконы, гравюры с видами городов и храмов России, редкие русские и западноевропейские печатные издания, великолепные памятники лицевого шитья, большинство из которых также ранее не выставлялось.

.Читать полностью

Как добраться

Маршрут

Событие упоминается в статьях
В Санкт-Петербурге открыта выставка "Освятися алтарь... Русские гравированные антиминсы XVII - XIX веков"

Выставка "Освятися алтарь... Русские гравированные антиминсы XVII - XIX веков" функционирует в Государственном музеи истории религии....

Рекомендованы для посещения Петербургом2
Самый большой фуд-корт в Санкт-ПетербургеСамый большой фуд-корт в Санкт-Петербурге Молодежный театр на Фонтанке Молодежный театр на ФонтанкеКультурный квартал БрусницынКультурный квартал БрусницынГосударственный музей-заповедник ГатчинаГосударственный музей-заповедник ГатчинаКонцертная площадка Comedy PlaceКонцертная площадка Comedy Place
Отзывы о событии Выставка "Освятися алтарь... Русские гравированные антиминсы XVII - XIX веков"Пожаловаться
0
Оценить событие   

Комментарии посетителей о событии

Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте
Ваше имя
 
Анастасия31 марта 2019 г. 11:05
Экскурсия прошла восхитительно. Так доступно и интересно расказали про религии мира. Также мы наглядно познакомились с атрибутами. В общем, мы довольны.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Дарья30 марта 2019 г. 18:18
Очень интересный музей о религиях народов разных времен. Меня интерисует эта тема. поэтому приехав в Питер. я посетила именно это напраление. Довольна!
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Оксана21 апреля 2018 г. 18:03
Хамский персонал, который портит настроение на день вперёд. Не советую.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Евгения4 ноября 2014 г. 9:42
вчера ходили в этот музей, был 1-й понедельник месяца,на сайте музея четко указано что это день свободного(бесплатного)посещения,НО ,прийдя мы увидели обьявление что бесплатный день переносить с 3-го на 10-е ноября,,,,ну мы,естественно,уже не стали менять планы,а купили билеты и пошли,,,, и так поступили многие,не будешь ведь уходить,уже запланировали,приехали,пообещали детям,это возмутительно,это жульничество!!! сначала заманить"бесплатным " билетом,а потом перенести,зная что люди ,а их было немало в "бесплатный" день, никуда не денутся,пойдут и за деньги. при чем на сайте музея о переносе социального дня не сказано было ни слова!!! безобразие!!! обман!!!отвратительно!!! НЕТ СЛОВ ПРИЛИЧНЫХ ЧТО Б ПЕРЕДАТЬ СВОИ ЭМОЦИИ!!!!
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Аннапетербург30 мая 2014 г. 11:38
Музей создан потрясающий. Прекрасно, что туда на экскурсии водят школьников. Дети в восторге от экспозиции. Но с экскурсоводами в музее проблема. Как сказал мой ребенок, экскурсия была скучная и показывали "не то". Более того, экскурсовод оказалась не готова и психологически работать с детьми - вступила в конфликт с 11-летними детьми. Видимо нынешний директор музея ответственный хранитель, но не музейщик и поэтому не способна развивать проект.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Главное
Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю