Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.

16+

Выставка "В поисках источника Нила"

1035

Страница была создана и обновлена 01.10.2024

Повысить аудиторию мероприятия
Когда
с 27 сентября 2024 г. 11:00
В мой календарь

по 26 января 2025 г. 11:00
расписание
Место +7 (812) 324-08-09 Музей современного искусства Эрарта
СПб, 29-я линия В.О., д. 2 на карте
  Василеостровская (1.9 км построить маршрут до метро)
  Приморская (2.0 км пройти от метро)
  Спортивная (3.1 км)

Василеостровский район
Цена, Р 1 0001000
Телефон +7 (812) 324-XX-XX показать
Сайт Билеты
Теги скульптурасовременное искусствоспектакльдо 1000 рубвременные выставкитематические выставки
Возрастной рейтинг 12+
До начала

Внести изменения Внести изменения
 

Новая выставка в музее современного искусства Эрарта, организованная в сотрудничестве с театром «Геликон-опера», приглашает зрителей погрузиться в культуру Древнего Египта и взглянуть на историю, рассказанную в опере Джузеппе Верди «Аида», сквозь призму творчества современных художников. Экспозицию составят масштабные скульптуры величиной до пяти метров и другие декорационные элементы нашумевшей постановки московского театра — результат совместной работы сценографа Ростислава Протасова и эстонского скульптора Тауно Кангро.До нас дошло немало сведений о выдающихся цивилизациях прошлого, однако мало кому из наших современников близки культура ацтеков, завоевания великих монголов или религиозные практики кельтов. Цивилизациями прошлого интересуются в основном специалисты, и на их фоне особняком стоит Древний Египет, породивший пласт культуры, к которому люди испытывали живой интерес на протяжении всего времени.

Родоначальник истории Геродот утверждал, что в Древнем Египте было больше диковинного и достопримечательного по сравнению со всеми другими странами; лучшие умы всех времен и народов бились над загадками египетских пирамид и папирусов, средневековые масоны рисовали сфинкса в качестве символа посвящения в тайные науки, экспедиция Тура Хейердала пересекала Атлантический океан на папирусной лодке, сооруженной по древнеегипетским чертежам, а совсем недавно американский композитор Филип Гласс написал оперу «Эхнатон» об одноименном египетском фараоне, положив в основу арий тексты из рукописей самого Эхнатона и древнеегипетской «Книги Мертвых».

Наследие Древнего Египта не только изучалось нашими современниками, но иногда и пополнялось ими. Многим знакома опера Джузеппе Верди «Аида», рассказывающая трагическую историю любви предводителя египетских войск Радамеса и Аиды — рабыни Рамсеса и дочери эфиопского царя, с войсками которого сражались египтяне. Однако не все знают, что эта опера написана на известный сюжет, переложенный по просьбе Верди в стихах для либретто итальянцем Антонио Гисланцони. Повод для создания оперы «Аида» тоже был далек от научно-исторического: эту оперу заказал Верди египетский правитель Исмаил-паша для демонстрации в своем театре по случаю открытия Суэцкого канала. И тем не менее получившееся произведение кажется органичной частью дошедшего до нас древнеегипетского культурного наследия. Такая степень погружения в предмет всех причастных к созданию этой оперы свидетельствует о том, что эпоха Древнего Египта продолжает вызывать у многих живой отклик и желание погрузиться в ее идеи, дух и эстетику.

Что мы знаем о Древнем Египте? Одна из самых великолепных, развитых и не оставивших о себе дурных воспоминаний цивилизаций возникла на берегах Нила около 5200 года до н. э.; более древней считается только шумерская цивилизация, но она уступает древнеегипетской по продолжительности. Нил был основой жизни Древнего Египта, он диктовал ритм и образ жизни, вокруг него строились религия и культура. Даже религиозная реформа фараона Эхнатона, объявившая культ единого бога, связала образ этого бога с Нилом. Гигантская протяженность этой реки, ее непостижимые уму разливы в самый пик засухи окружающей ее пустыни, густой пурпурный цвет, в который окрашиваются ее воды при выходе из берегов, и неизменное повторение этих циклов на протяжении 30 миллионов лет (таков возраст реки Нил) не могли не сообщить культуре Древнего Египта соответствующего духа и масштаба. Повторяемость, обеспечивающая обновление, являлась основой религии Древнего Египта, а способность египтян видеть в окружающей их природе проявления божественного лежала в основе их искусства.

Созидательная сила Нила обожествлялась древними египтянами в образе включающей в себя мужские и женские жизненные силы утробы, делающей мир миром. Уникальная направленность реки почти строго с юга на север легла в основу верований, что бог солнца Ра каждый день рождается на одном берегу Нила и умирает на другом его берегу, из-за чего египтяне считали Нил границей между жизнью и смертью, а его воды — возвращающими в благое состояние живых и мертвых. Строго говоря, для древних египтян смерти не существовало, она была кратковременным состоянием, подобным тому, как иссыхали сжатые песками пустыни земли долины Нила, а потом их заливало невесть откуда берущимся потоком, который через некоторое время отступал, и на его месте вновь появлялась плодородная земля, каждый раз повторяя историю сотворения мира. Древние египтяне осознавали циклическую природу Вселенной — создание из уничтожения, жизнь из смерти, — и адаптация к вечности и бесконечности Космоса давала им веру в собственное бессмертие, которое, в их понимании, даровалось всем, а не только избранным. Мир воспринимался ими как единый целостный организм, где все — живые и усопшие, боги и люди, простые жители и фараоны — являлись частью и продолжением друг друга. Древние египтяне осознавали малость богов по сравнению с величием космоса и их неспособность сравняться с животворящей силой природы. У них были развиты письменность, ремесла и искусства, и иногда ими правили фараоны-женщины. Звучит весьма прогрессивно и привлекательно, не правда ли? Некоторые из нас вполне могли бы представить себя в том мире, и это делает ту эпоху интересной и притягательной. А еще нас интригует то, что мы о ней по-прежнему далеко не все знаем. Даже центральный элемент культуры Древнего Египта — священная река Нил — несет в себе загадки; в частности, до сих пор не удалось точно установить, откуда берет начало эта река. После многовековых споров на эту тему от поиска источника Нила просто отказались, и сегодня принято считать, что он образуется из слияния Голубого Нила, вытекающего из озера Виктория на территории современной Руанды, и Белого Нила, который питается подземными источниками озера Тана в Эфиопии.

Все, что известно и не известно о Древнем Египте, выглядит необычайно интересным, и так же интересно, наверное, было Верди 150 лет назад писать свою «древнеегипетскую» оперу, а московскому театру «Геликон-опера» ставить ее на сцене в наши дни, транслируя современному зрителю дух той эпохи в современных образах. Специалисты считают, что в «Аиде» Верди выступил новатором, впервые в истории оперы соединив так называемую «большую оперу» с номерной структурой, позволяющей изъять любую арию и исполнить ее как отдельное произведение, с лирико-психологической оперой, нанизывающей выходные арии и хоровые сцены на линию единого сюжета, после чего «Аиду» стало невозможно дробить без ущерба для понимания происходящего. Были новшества и в ее постановке на сцене: Верди-композитор выступил одновременно в роли режиссера, и в этом амплуа позволил себе смелые эксперименты, в частности, с двухуровневыми декорациями. Эти сложносоставные решения, впрочем, выглядят абсолютно органично на фоне сюжета, разворачивающегося на берегах священной реки Нил: божественный Нил, питавший творческую энергию Верди, сам получился из слияния двух рек.

По накалу страстей разворачивающаяся в «Аиде» драма сопоставима с древнегреческими трагедиями. Поступок Аиды даже превосходит поступок Антигоны, героини одноименной трагедии Еврипида: последнюю приговорили к погребению заживо, а первая сделала такой выбор добровольно. Памятуя, что смерти в понимании древних египтян не было, зрителю не стоит воспринимать «Аиду» как трагедию, но вместо этого можно насладиться пронзительной красотой поступка героини. Так же легко и незаметно зрителю «Аиды» предоставляется возможность воспринять постулаты Эхнатона о том, что бог трансцендентен и имманентен, бог — это жизнь, и он же смерть, бог — это зло и добро, бог — это любовь, и все, что происходит, — божественно. Все это зашито в «древнеегипетском» сюжете оперы и очень красиво подано. Эстетика этой постановки театра «Геликон-опера» глубоко продумана во всех аспектах и безупречно исполнена, а идеальная гармония не требует осмысления, она входит в нас мгновенно и навсегда, приобщая к божественному.

Существенный вклад в визуальную красоту «Аиды» внес эстонский скульптор Тауно Кангро, которого театр «Геликон-опера» привлек к оформлению постановки вместо привычных бутафоров, и сегодня мы видим созданные им скульптуры на выставке в Эрарте. Решение театра сотрудничать с нетеатральным художником было смелым и правильным, потому что только авторское, личное и небуквальное переложение на современный лад стандартных визуальных образов, закрепившихся за Древним Египтом, могло сделать происходящее на сцене живым и убедительным и проложить дорогу к сердцу зрителя через многотысячелетнюю историю.

Отдельного обсуждения заслуживает гигантский размер скульптур. В качестве шутки можно вспомнить, что среди древних египтян встречались настоящие великаны: например, фараон Санахт имел рост 198 см. Если же говорить серьезно, то гигантизм скульптур удачно подчеркивает величие самой темы Древнего Египта, а также масштаб разворачивающейся на сцене человеческой драмы; при этом легкая ирония и лаконизм, с которыми прописан их облик, дают понять, что перед нами не боги, но обычные люди в размер богов, и у них в подножии разворачиваются страсти, войны и трагедии фараонов и царей. Такое смещение позиций весьма созвучно представлениям древних египтян о единстве всех живущих под солнцем; так и в целом в «Аиде» современная скульптура, классическая итальянская оперная музыка и древнеегипетские мотивы сюжета оказались органично соединены в одно целое.

Неиссякаема тема Древнего Египта, как неиссякаемы воды священного Нила, и пусть с каждым, кто окажется очарован величием той эпохи, пребудет его божественная сила; на поиски ее источника нас приглашает выставка, организованная музеем Эрарта в сотрудничестве с театром «Геликон-опера». 

Реклама. АО "ЭРАРТА". ИНН 7802449058

.Читать полностью
 

Как добраться

Маршрут
Расписание
Дата Время
27 сентября 2024 г. 11:00 уже прошло
28 сентября 2024 г. 11:00 уже прошло
29 сентября 2024 г. 11:00 уже прошло
30 сентября 2024 г. 11:00 уже прошло
2 октября 2024 г. 11:00 уже прошло
3 октября 2024 г. 11:00 уже прошло
4 октября 2024 г. 11:00 уже прошло
5 октября 2024 г. 11:00 уже прошло
6 октября 2024 г. 11:00 уже прошло
7 октября 2024 г. 11:00 уже прошло
9 октября 2024 г. 11:00 уже прошло
10 октября 2024 г. 11:00 уже прошло
11 октября 2024 г. 11:00 уже прошло
12 октября 2024 г. 11:00 уже прошло
13 октября 2024 г. 11:00 уже прошло
14 октября 2024 г. 11:00 уже прошло
16 октября 2024 г. 11:00 уже прошло
17 октября 2024 г. 11:00 уже прошло
18 октября 2024 г. 11:00 уже прошло
19 октября 2024 г. 11:00 уже прошло
20 октября 2024 г. 11:00 уже прошло
21 октября 2024 г. 11:00 уже прошло
23 октября 2024 г. 11:00 уже прошло
24 октября 2024 г. 11:00 уже прошло
25 октября 2024 г. 11:00 уже прошло
26 октября 2024 г. 11:00 уже прошло
27 октября 2024 г. 11:00 уже прошло
28 октября 2024 г. 11:00 уже прошло
30 октября 2024 г. 11:00 уже прошло
31 октября 2024 г. 11:00 уже прошло
1 ноября 2024 г. 11:00 уже прошло
2 ноября 2024 г. 11:00 уже прошло
3 ноября 2024 г. 11:00 уже прошло
4 ноября 2024 г. 11:00 уже прошло
6 ноября 2024 г. 11:00 уже прошло
7 ноября 2024 г. 11:00
В мой календарь
8 ноября 2024 г. 11:00
В мой календарь
9 ноября 2024 г. 11:00
В мой календарь
10 ноября 2024 г. 11:00
В мой календарь
11 ноября 2024 г. 11:00
В мой календарь
13 ноября 2024 г. 11:00
В мой календарь
14 ноября 2024 г. 11:00
В мой календарь
15 ноября 2024 г. 11:00
В мой календарь
16 ноября 2024 г. 11:00
В мой календарь
17 ноября 2024 г. 11:00
В мой календарь
18 ноября 2024 г. 11:00
В мой календарь
20 ноября 2024 г. 11:00
В мой календарь
21 ноября 2024 г. 11:00
В мой календарь
22 ноября 2024 г. 11:00
В мой календарь
23 ноября 2024 г. 11:00
В мой календарь
24 ноября 2024 г. 11:00
В мой календарь
25 ноября 2024 г. 11:00
В мой календарь
все расписание

Мероприятия в музее современного искусства Эрарта

7 ноября 2024 11:00Выставка "Али Алишир. В движении"
Музей современного искусства Эрарта представляет выставку турецкого фотохудожника...

700-1000 Руб.
7 ноября 2024 11:00Выставка "Rust2D. Победившие гравитацию"
Музей современного искусства Эрарта представляет выставку фотохудожника Rust2D и...

1000 Руб.
7 ноября 2024 11:00Выставка "Максат Шагырбай. Степь"
Представленные на выставке работы Максата Шагырбая принадлежат двум различным этапам...

700-1000 Руб.
13 ноября 2024 11:00Выставка Леонида Жукова "Скалодром"
Музей современного искусства Эрарта представляет выставку Леонида Жукова —...

1000 Руб.


Событие упоминается в статьях
100-летие Шарля Азнавура и концерты групп Lumen и «Воскресение»: куда пойти в Петербурге 11 – 17 октября

В традиционной подборке мероприятий Peterburg2 снова собрал самые заметные мероприятия ближайших 7 дней. Среди них – выставка в Эрарте, посвященная Египту...

Похожие мероприятия в Санкт-Петербурге
Экскурсия \Экскурсия "Морская традиция на Большом Петербургском кольце"
950-1450 Руб.
Выставка \Выставка "Али Алишир. В движении"
700-1000 Руб.
Выставка Леонида Жукова \Выставка Леонида Жукова "Скалодром"
1000 Руб.
Музей Эрарта - детямМузей Эрарта - детям
700-1000 Руб.
Выставка \Выставка "Rust2D. Победившие гравитацию"
1000 Руб.
Рекомендованы для посещения Петербургом2
Крупнейший частный музей современного искусства в РоссииКрупнейший частный музей современного искусства в РоссииГосударственный музей-заповедник ГатчинаГосударственный музей-заповедник ГатчинаЗолотая долина Карельского перешейка для семейного отдыхаЗолотая долина Карельского перешейка для семейного отдыхаКультурный квартал БрусницынКультурный квартал Брусницын Молодежный театр на Фонтанке Молодежный театр на Фонтанке
Отзывы о событии Выставка "В поисках источника Нила"Пожаловаться
0
Оценить событие   

Комментарии посетителей о событии

Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте
Ваше имя
 
Вероника28 марта 2019 г. 12:39
Очень яркий стильный современный музей. Посетителей очень много, он завлекает своей неординарностью. Имеются кафе и ресторан, где насытившись духовной пищей, можно утолить и физический голод.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Олеся11 марта 2019 г. 13:35
Необычное и безумно интересное пространство. Организаторы, видимо, пытались воплотить идею "каким должен быть современный музей". Получилось что-то невероятное. Во-первых, это чуть ли не единственный музей, который работает до 10 вечера. Во-вторых, здесь много что интерактивное и часто находится в движении (поэтому, кстати, сразу при входе висит табличка - детей одних не оставлять). В третьих, здесь нет гардероба и посещение музея точно не будет испорчено традиционным "без петельки не возьму". И сумки можно оставить спокойно. Экспозиции есть временные, а есть постоянные, находятся в разных частях здания.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Алла10 января 2019 г. 10:55
Музей очень необычный. Были там вместе с гостями из другого города, зашли на постоянную выставку, и еще на временную. Попали на фотопроект. И еще озвученные картины. Формат необычный, да и что сказать, наши гости были впечатлены увиденным прямо со входа. Стильно. А еще на первом этаже можно приобрести даже картину с собой. Мы, правда, только посмотрели на это все. Но остались самые положительные воспоминания об этом месте. Хорошо что наши друзья хотели туда попасть, сами бы не собрались так целенаправленно. Были мы в будний день и отмечу, что несмотря на это было многолюдно. Есть выгодные абонементы для особо интересующихся.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Валерия13 июня 2018 г. 12:27
Была на концерте группы "Пролетарское танго". Очень здорово! После работы удалось хорошо отдохнуть, послушать красивую музыку и стихи :) Понравилось как оформлена сама "Эрарта", было ощущение, что нахожусь где-нибудь в Скандинавии.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0

Прошедшие события

Главное
Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю