В Петербурге бальный сезон открывался встречей Нового года и продолжался до Великого поста. Его ежегодное открытие происходило в самом большом (Николаевском) зале Зимнего дворца, там устраивался главный столичный бал, за которым с конца декабря нескончаемой чередой шли рождественские и новогодние балы в великокняжеских и аристократических особняках.
Бал занимал умы самых достойных людей того времени. Уже одно слово «бал» завораживало, в нем было нечто притягательное. Сам факт присутствия на балу означал принадлежность к высшему обществу. Балы в императорском дворце и в самых модных особняках петербургской аристократии становились событием светской жизни столицы.
Высокопоставленная публика в старые времена была хорошо танцующим обществом. Музыкальность, пластика, владение своим телом во многом определяли и поддерживали чувство собственного достоинства. Светский человек должен был соответствовать неписаному кодексу «хорошего общества»: дамы должны быть грациозны и изящны, а кавалеры – элегантны, и в этом качестве их желала видеть августейшая фамилия на балу при дворе.
В начале XIX века Александр I ввел обычай устраивать в Зимнем дворце новогодний народный маскарад. В ярко освещенных залах открывались все двери – «Милости просим кому угодно!». Первого вошедшего гостя и последнего вышедшего записывали на память. Светская хроника освещала эти новогодние события со всеми подробностями. Выход императора из внутренних покоев в сопровождении придворных совершался под звуки торжественного полонеза. Августейшие особы и свита были в маскарадных костюмах, которые довершали впечатление от великолепия праздника. После маскарада для всех присутствующих устраивался новогодний ужин.
В дворянских семьях в середине XIX века сложился обычай к Новому году наряжать елку, а в купеческих и мещанских домах ее украшали в первый день Рождества.
На рубеже XIX-XX веков появилось еще одно новшество – новогодние поздравительные открытки, которые сразу же стали невероятно популярны во всех сословиях горожан.
Новый год – удивительный и единственный в своем роде праздник: все новогодние обычаи тех давних лет живут с нами и сегодня. Мы по-прежнему наряжаем елку, дарим новогодние подарки и красочные открытки, за праздничным столом желаем друг другу «нового счастья» … Мы по-прежнему ждем сюрпризов и мечтаем попасть на волшебный новогодний бал.
Заглавием к выставке послужила строка А. С. Пушкина из поэмы «Евгений Онегин» – «Я был от балов без ума…». На ней будут представлены книги по истории балов и маскарадов из фондов Театральной библиотеки и разнообразный иллюстративный материал. Также посетители увидят реконструированные маскарадные костюмы XIX века из коллекции Театра исторического танца «Малый Трианон».