Графика, книги, архивные материалы, вышивки из фондов музея Анны Ахматовой, Государственного Русского музея, частных собраний России и Франции.
«Есть два способа жить: совершенно законно и почтенно ходить по суше – мерить, взвешивать, предвидеть. Но можно ходить по водам. Тогда нельзя мерить и предвидеть, а надо только все время верить. Мгновение безверия – и начинаешь тонуть».
Имя матери Марии (Скобцовой, Елизаветы Кузьминой-Караваевой) (1891–1945) – мыслителя, поэта, художника, богослова – связано с Серебряным веком русской культуры, с Александром Блоком, Анной Ахматовой, Алексеем Толстым, русской религиозно-философской мыслью XX века, новыми путями Православной церкви. Масштаб личности матери Марии, искавшей ответы на вызовы «гибельной эпохи», ее возрожденческая одаренность, яркая жизнь и мученическая смерть не вписываются в рамки традиционной биографии или агиографического канона.
Экспозиция в музее Анны Ахматовой и не ставит задачу хронологического жизнеописания. Посредством визуальных образов, цитат, представления подлинных вещей и видеоматериалов выставка создает «личностное пространство» матери Марии, «новой души» XX века (Николай Бердяев), соединившей в себе русскую ренессансную эпоху, революционную стихию, глубокую действенную веру, свободное творчество, новую святость.
Многие экспонаты представлены впервые: графические листы 1910-х годов из собрания ГРМ и музея Анны Ахматовой, автографы стихов, письма, уникальные вышивки из частных собраний Франции. Одна из них – знаменитая надвратная вышивка-икона «Тайна Вечеря», созданная матерью Марией, как и всегда, без предварительных рисунков, в конце 1930-х – 1940-х в Париже, в преддверии мировой катастрофы.