Масштабная выставка Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства впервые демонстрирует раритеты, относящиеся к этому яркому и трагическому течению в искусстве XX века. В названии выставки – напоминание о знаменитом спектакле Всеволода Мейерхольда (1923), поставленном по одноименной пьесе Сергея Третьякова – переделке экспрессионистской драмы Марселя Мартине "Ночь".
Проект "Земля дыбом" прослеживает пути театрального экспрессионизма в России и, в частности, в Петрограде-Ленинграде от зарождения до исчезновения этого направления в середине 1930-х годов. Явление, которое мы называем экспрессионизмом, охватывает произведения по признакам не столько формальным, сколько эмоциональным:
экспрессионизм – это взрывы эмоций, страстей. Создатели экспрессионистских спектаклей сознательно деформировали реальность для максимально острого выражения душевной жизни героев.
Первые стилеобразующие признаки экспрессионизма обнаруживаются еще в недрах символизма и футуризма, в постановках "Саломеи" Оскара Уайльда, "Анатемы" и "Жизни человека" Леонида Андреева, "Победы над солнцем" и "Владимира Маяковского".
Безусловный интерес представят материалы, связанные с творчеством одного из самых ярких актеров того времени Михаила Чехова.
Последняя постановка, стилистически относимая к экспрессионизму, - опера "Леди Макбет Мценского уезда" Дмитрия Шостаковича в театре Малегот в оформлении Владимира Дмитриева – была создана в 1934 году.
Экспонаты выставки представлены в солидном альбоме-каталоге, снабженном развернутыми научными статьями о путях экспрессионизма в русском театре начала XX века.