Тень – что каждый из нас представляет, когда слышит это слово?
Место, куда не проникают прямые солнечные лучи? Действительно, искусство Татьяны Парфеновой является своего рода оазисом спокойствия и живительной прохлады посреди сумасшедшего ритма современной жизни.
Темное отражение, падающее на окружающую поверхность от той стороны предмета, которая не обращена к источнику света? Конечно, ведь живопись Татьяны Парфёновой можно назвать «живописью неуловимых состояний», напрямую зависящею от интенсивности, глубины или, напротив, прозрачности, лёгкости теней.
Призрак прошлого? Не без этого: не смотря на то, что Татьяна Парфёнова родилась в Ленинграде в 1981 году, можно сказать, перефразируя знаменитую цветаевскую строку, что вокруг её работ дышится воздухом Серебряного Века.
Не подумайте, в них нет изощрённой усталости, свойственной искусству рубежа веков. Автор, с трепетом относясь к прошлому, не боится современности, поэтому работы лишены воинственного пассеизма тех, чьё «сердце плачет о прошлом» (Грегуар Леруа). В картинах Татьяны Парфёновой приметы времени, например, автомобили, гармонично сосуществуют со старинными усадьбами, а злободневные реалии в аранжировке лиловых и золотисто-розовых тонов получают непривычно лирическое звучание. В её работах нет символизма, но есть своего рода диалог с художниками-символистами: ветка слив и куст шиповника мерцают и переливаются, словно врубелевские кристаллы; в угловатом ритме кирпично-красных крыш слышатся отзвуки городских пейзажей Эгона Шиле; при взгляде в тихие, торжественные в своей тишине петербургские парадные вспоминается Анна Ахматова: «Во время Великого Поста в парадных Петербурга пахло кофе».
Выставка Татьяны Парфеновой, «В тени Серебряного Века», открывает лирическую сторону повседневности, превращая её в праздник не путём отрицания, а напротив, акцентируя привычность.
В её картинах мы наблюдаем, как будничность, взятая врасплох, внезапно осознаёт собственную значимость и роскошь своей скромности.