Cпектакль Валерия Фокина по пьесе Льва Толстого «Живой труп» продолжает линию остросовременных размышлений режиссера о трагических отношениях человека и жестокой бездуховной реальности, побуждающей героя к уходу от мира. Рассуждая о «Живом трупе», Фокин подчеркивает: «Для меня основная тема пьесы - тема ухода. Сегодня это особенно современно. В нашей перепутанной, перемешанной жизни, где всему есть место, проблема осознанного, сознательного выпадения из этого замкнутого круга особенно актуальна. Встречаются сегодня люди совершенно благополучные, которые, однако, уходят от жизненного комфорта именно потому, что не принимают лживого устройства общества в целом. Меня интересует такой Федя Протасов, который принимает решение не в состоянии очередного запоя, не в угаре, и не ради романтического драйва в цыганской среде, а в процессе долгих раздумий, решая внутреннюю душевную проблему. Мне кажется, в этой пьесе Толстой наиболее близок Достоевскому с его попыткой заглянуть вглубь героя, понять, чем он на самом деле живет. А, кроме того, возможно, что в "Живом трупе" Толстой режиссировал свой собственный уход. Он много думал о том, как уйти от этого мира и обрести другой, мир той свободы, которая не регулируется лживыми законами». Закономерно, что Валерий Фокин обращается к вариантам ранней редакции, по сути незавершенной пьесы, где нет места некоторым привычным мотивам и образам, связанным с традиционным представлением о «Живом трупе». К такому подходу побуждает и сам стиль драмы, основанной на криминально-детективном сюжете, почерпнутом автором из судебной хроники XIX века.