Облачно  небольшой снег  −15…−16°C
Вход
Добавить на сайт
Афиша СПб / Материалы / Литература / Андрей Аствацатуров: "Все, что с тобой случилось - это твои уроки"

23 июня 2015 г. 15:03 2313 Книги

Андрей Аствацатуров: "Все, что с тобой случилось - это твои уроки"

Накануне, 22 июня, писатель Андрей Аствацатуров в Доме книги презентовал роман "Осень в карманах". Peterburg2 побывал на встрече с писателем и рассказывает все, что вам стоит знать о книжной новинке.

Читать нас в Яндекс.Новостях
 

Андрей Аствацатуров с осторожностью называет себя писателем, гораздо увереннее говорит о своей преподавательской деятельности и филологическом факультете СПбГУ, где он читает леции по английской и американской литературе. Тем не менее, "Осени в карманах" предшествовали два романа: дебютный "Люди в голом" в 2009 году попал в шорт-лист премии "Национальный бестселлер", за ним последовала новая "Скунскамера". Свой новый роман,который некоторые называют, "роман в рассказах", Аствацатуров начал еще в 2010 году. Спустя почти пять лет получилась ироничная, но трагедийная история нелепого интеллектуала.

О замысле и смыслах

Трудно сказать, наверное, это роман, наверное, это роман в рассказах, романоид как его называют или даже повесть. Я придумал некий рассказ, я ставил себе определенную задачу: мне хотелось расположить человека в каком-то ландшафте. И почему-то именно средиземноморском. Как раз случайно оказалось, что я должен был поехать на Капри - бессмысленно дорогой курорт, где ночь стоит от 400 евро. Я провел там семь дней, чувствовал себя очень странно, но мне нужно было все прочувствовать. И вот я ходил там с открытым и бездумным лицом, и в конце концов написал рассказ в этом пейзаже. Хотя я все заранее придумал.

Книга начинается с нескольких страниц смешных анекдотов. На самом деле, в эти анекдоты закралась трагедия.

История начинается в детстве главного героя, где сформировалось его сознание. Это смешно, это весело, это грустно, Но нам всем нравится читать про детство. Но там описаны вещи, которые приведут нашего героя к проблемам в зрелом возрасте. Это первая часть романа, очень смешная и аскетичная.

О логике ландшафта

Вторая часть называется “Времена года”. Свои времена года я решил не изобретать, поэтому взял традиционные. Правда, изменил порядок следования сезонов. Эти части серьезные, но там не пропадают анекдоты. Там также разворачиваются ландшафтные зарисовки, на фоне которых и происходят события в жизни героя.

Можно было бы назвать эти повести "Петербургские", но я бы почувствовал себя жалким карликов с этим гением открытия нашего города с его ужасами, с его величием, с его магией, с его демонизмом...

Мне хотелось показать судьбу человека на этом фоне, на фоне городских ландшафтов и показать логику этого ландшафта. Понимаете, когда мы смотрим на Петербург или говорим о Петербурге, мы говорим не то, что видим. Ведь для того, чтобы что-то узнать, надо это увидеть и надо, чтобы кто-то научил нас видеть. Видеть можно, но видеть не всегда значит понимать и узнавать. И вот для того, чтобы образ Петербурга на нашей сетчатке стал понятным, многие люди потрудились. Это и Пушкин с "Медным  всадником" - вы помните эту странную коллизию, неожиданный вызов власти, который посетил человека в умопомраченном состоянии. То же самое и Гоголь, который за парадным разглядел демонический Петербург, страшную силу. И вот эти тексты оживают на страницах моей книги.

Я пытаюсь показать, что наша с вами оптика вырастает из взгляда Пушкина и Гоголя, что на самом деле город чуть-чуть другой. 

О Петербурге и высшей силе

На самом деле, мы, петербуржцы, не до конца осознаем себя, хотя лучше бы это осознать: мы кардинально отличаемся от тех, кто живет на материке. Смотрите, Нева - это страшно, это не смешно, это не Москва-река, это даже не медленный и ленивый Гудзон, это очень резкая и непредсказуемая река. Сознание человека, который находится на берегу такой своенравной реки отличается от сознания тех, кто живет в глубине материка.

Это сознание, когда ты стоишь перед лицом водной стихии, оно ужасное: вода она же обнуляет все смыслы, она с тобой совершенно не считается, она отменяет все твои надежды.

И вот то состояние, когда надежды больше нет. И вот она последняя мысль, которую я хотел выразить в романе. Суть ее в том,что смысла в человеке очень немного. Мой герой пытается что-то сделать, пытается даже любить, но ничего не выходит. И вот в какой-то момент он понимает, что это не его мир - не он его придумал.

Все, что с тобой случилось - это твои уроки. И все происходящее в этом мире, наверное, доказывает, что есть бог - иначе все человеческие смыслы и замыслы сбывались бы. Это трагический взгляд, но раз смыслы не работают - то и мир получается комичным, смешным, гротескным, где все замыслы оборачиваются дурными анекдотами.

Автор: Мария Кучер Фото - открытые источники
Андрей Аствацатуров
Магазин Дом книги
Рекомендованы для посещения Петербургом2
Дом БенуаОбразовательный центр Дом БенуаЦентрСобытийПлощадка для мероприятий ЦентрСобытийУкроп на Малой КонюшеннойКафе Укроп на Малой КонюшеннойAngry Birds Activity ParkПарк активного отдыха Angry Birds Activity Park

Комментарии пользователей

Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте Facebook
Ваше имя
 



Статьи по теме
Джаз в детской библиотеке и испанская страсть: как провести Джаз в детской библиотеке и испанская страсть: как провести "Библионочь" в Петербурге У петербуржцев есть уникальная возможность посетить любимые библиотеки в вечернее и ночное время. В рамках проекта можно будет поучаствовать в мастер-классах, посмотреть фильмы и спектакли, совершить экскурсии, пообщаться с писателями и побывать на поэтических встречах и выставках....
Главное в Петербурге
Добавьте Big Love Show в свой календарь. Случайным образом мы выберем одного счастливчика, который получит 2 билета на шоу 8 февраля в Ледовом дворце.

Оставьте отзыв на странице фильма "Мэри Поппинс возвращается" и становитесь участником розыгрыша сувениров. Авторы наиболее интересных рецензий получат в подарок один из сувениров к фильму.