Наш сайт использует файлы «cookie» и системы аналитики для персонализации сервисов и повышения удобства пользования веб-сайтом. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование.

18+


19 апреля 2017 г. 10:55

2737

"Один: сто ночей с читателем" Дмитрия Быкова: отрывок из лекции об Алексее Балабанове

В апреле в "Редакции Елены Шубиной" вышел сборник лекций Дмитрия Быкова "Один: сто ночей с читателем", составленный из избранных выпусков передачи "Один" на Эхе Москвы. Мы публикуем отрывок из лекции "В поисках утраченного идеала" о творчестве режиссера Алексея Балабанова.

Читать нас в Яндекс.Новостях

Есть такой остров Ифалук в Микронезии, там населения, по-моему, меньше тысячи человек, но этот остров стал объектом пристального внимания психологов, потому что там существует совершенно особая эмоциональная шкала: человек занимает в социальной иерархии тем более высокое место, чем больше он может плакать. Вот если он плачет искренне, рыдает, то это значит, что он болеет за свой народ и имеет высокий шанс стать вождём. И даже дебаты проводятся (такие своего рода праймериз ифалукские) в формате "кто кого переплачет". И это не выдумка.

Там есть удивительные эмоции, которые называются, например, "фаго" — это такая странная смесь любви и жалости, любви, сострадания и умиления; а есть "кхер" — это такое сочетание боевитости и радости, такое ликующее агрессивное счастье, оскаленное. Ну и ещё штук пятнадцать эмоций, которые подробно описаны разными психологами. Это интересная сформировавшаяся в изоляции субкультура.

Так вот, Балабанов — это гениальный летописец специфических русских эмоций, тех эмоций, которые в России существуют, а в остальном мире непонятны.

Например, у нас есть своё "фаго" — это сложная смесь раздражения и умиления от плюханья в родную стихию. Когда вы возвращаетесь из-за границы и вас сразу умудряются несколько человек по разным поводам обхамить, а потом попадаете в пробку, а потом вы видите, что любой продавец считает себя главнее вас, вы испытываете сложные чувства.

С одной стороны, вам горько, с другой — вы горды. Это такая горькая радость: "Да, вот мы такие!" Этой горькой радостью продиктован "Брат 2". "Брат 1" — это другая эмоция, это особая история. Но "Брат 2" — это: "Да, мы вот такие! Но мы горды этим и этому рады, потому что больше гордиться нечем и радоваться нечему. И мы гордимся тем, что есть". Это сложная эмоция. Я не стал бы её сводить к русофобии или русофилии. Это "полюби нас такими". Это умиление от своей особости, от принципиальной непохожести и от способности долго жить такой жизнью, которой не выдержал бы больше никто.

Смотрите, какую эмоцию, например, транслирует Борис Гребенщиков:

Меня зовут последний поворот,
Меня вы узнаете сами
По вкусу водки из сырой земли
И хлеба со слезами.
В моём дому всё хрен да полынь,
Дыра в башке — обнова;
Мне нож по сердцу там, где хорошо,
Я дома там, где хреново.

Это абсолютно та самая эмоция, которую транслирует и Балабанов.

Другая эмоция Балабанова — очень сложная, редкая и тоже очень русская — это "так жалко, что убил бы!" Кстати говоря, это впервые появляется у Некрасова (тоже великого летописца русской эмоциональной сферы) в известном стихотворении "Так, служба! сам ты в той войне...". Помните, там француз попался, бегущий из России, а он везёт в кибитке, в тележке всю свою семью. Ну, сначала "ухлопали мусью, // Не из фузеи — кулаками!" Потом француженка так по нему убивалась, что и её убили — "И протянулась рядом с мужем". А потом дети "... в голос, бедненькие, плачут" — жалко стало, "да вместе всех и закопали".

У Балабанова эта эмоция прежде всего в фильме "Про уродов и людей". Фильму "Про уродов и людей" приписывали самые разные интерпретации, в том числе абсолютно нацистские: вот есть уроды, а есть люди; и настоящий человек там — вот этот Иоган, которого играет Маковецкий, а все остальные — это влюблённые в него недочеловеки. Нет, это глупо, по-моему. Это фильм, который сделан не ради смысла. И смысл его тёмен. Все эти фрейдистские намёки насчёт морковки, обмакнутой в сметану, фрейдисты пусть оставят при себе. Мне кажется, что Балабанов нарочно их дразнил. Когда вы видите двух голых пьяных сиамских близнецов, которые ещё при этом и песенку поют, — вот это и есть та самая балабановская эмоция: тончайшая смесь ужаса, сострадания и отвращения.

Балабанов жалел людей. Он был человек, чем-то похожий на Петрушевскую — такой же сентиментальный и такой же жестокий.

Особенность этой книги в том, что разговоры о самых разных писателях, литературном быте, забытых именах и прочем происходят спонтанно, "по заказу". Слушатели "ночных разговоров" с Быковым на "Эхе Москвы" сами предлагают тему. А он – ОДИН НА ВСЕХ – включается тут же, в режиме онлайн – и это придает особый нерв общению с большой и невидимой аудиторией.


Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Яндекс.Район: больше интересного каждый день. Все интересные события - в нашей еженедельной рассылке
Кино Книги Литература Гиперссылка на Peterburg2.ru обязательна
Алексей Балабанов
Рекомендованы для посещения Петербургом2
ЦентрСобытий на ПетроградскойПлощадка для мероприятий ЦентрСобытий на ПетроградскойЦентрСобытий на ЗаставскойПлощадка для мероприятий ЦентрСобытий на ЗаставскойОльшаникиПансионат ОльшаникиЗоопарк на Лампушке Зоопарк на ЛампушкеТитикакаНескучный музей рекордов и фактов Титикака


Статьи по теме
«Не выходи из комнаты, не совершай ошибку»: как переждать коронавирус дома «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку»: как переждать коронавирус дома Всемирная организация здравоохранения объявила пандемию коронавируса в мире, после чего авиакомпании начали массово отменять рейсы, а страны закрывать границы. Всем гражданам настоятельно рекомендуют лишний раз не выходить из дома и не посещать массовые мероприятия, а приехавшим из других стран предписано...
Главное

Прогноз погоды

Облачно  дождь

+15°..+17°

Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку