Малооблачно  +12…+10°C
Вход
Добавить на сайт
Афиша СПб / Материалы / "Один: сто ночей с читателем" Дмитрия Быкова: отрывок из лекции об Алексее Балабанове

19 апреля 2017 г. 10:55 1559 Кино Книги Литература

"Один: сто ночей с читателем" Дмитрия Быкова: отрывок из лекции об Алексее Балабанове

В апреле в "Редакции Елены Шубиной" вышел сборник лекций Дмитрия Быкова "Один: сто ночей с читателем", составленный из избранных выпусков передачи "Один" на Эхе Москвы. Мы публикуем отрывок из лекции "В поисках утраченного идеала" о творчестве режиссера Алексея Балабанова.

Читать нас в Яндекс.Новостях

Есть такой остров Ифалук в Микронезии, там населения, по-моему, меньше тысячи человек, но этот остров стал объектом пристального внимания психологов, потому что там существует совершенно особая эмоциональная шкала: человек занимает в социальной иерархии тем более высокое место, чем больше он может плакать. Вот если он плачет искренне, рыдает, то это значит, что он болеет за свой народ и имеет высокий шанс стать вождём. И даже дебаты проводятся (такие своего рода праймериз ифалукские) в формате "кто кого переплачет". И это не выдумка.

Там есть удивительные эмоции, которые называются, например, "фаго" — это такая странная смесь любви и жалости, любви, сострадания и умиления; а есть "кхер" — это такое сочетание боевитости и радости, такое ликующее агрессивное счастье, оскаленное. Ну и ещё штук пятнадцать эмоций, которые подробно описаны разными психологами. Это интересная сформировавшаяся в изоляции субкультура.

Так вот, Балабанов — это гениальный летописец специфических русских эмоций, тех эмоций, которые в России существуют, а в остальном мире непонятны.

Например, у нас есть своё "фаго" — это сложная смесь раздражения и умиления от плюханья в родную стихию. Когда вы возвращаетесь из-за границы и вас сразу умудряются несколько человек по разным поводам обхамить, а потом попадаете в пробку, а потом вы видите, что любой продавец считает себя главнее вас, вы испытываете сложные чувства.

С одной стороны, вам горько, с другой — вы горды. Это такая горькая радость: "Да, вот мы такие!" Этой горькой радостью продиктован "Брат 2". "Брат 1" — это другая эмоция, это особая история. Но "Брат 2" — это: "Да, мы вот такие! Но мы горды этим и этому рады, потому что больше гордиться нечем и радоваться нечему. И мы гордимся тем, что есть". Это сложная эмоция. Я не стал бы её сводить к русофобии или русофилии. Это "полюби нас такими". Это умиление от своей особости, от принципиальной непохожести и от способности долго жить такой жизнью, которой не выдержал бы больше никто.

Смотрите, какую эмоцию, например, транслирует Борис Гребенщиков:

Меня зовут последний поворот,
Меня вы узнаете сами
По вкусу водки из сырой земли
И хлеба со слезами.
В моём дому всё хрен да полынь,
Дыра в башке — обнова;
Мне нож по сердцу там, где хорошо,
Я дома там, где хреново.

Это абсолютно та самая эмоция, которую транслирует и Балабанов.

Другая эмоция Балабанова — очень сложная, редкая и тоже очень русская — это "так жалко, что убил бы!" Кстати говоря, это впервые появляется у Некрасова (тоже великого летописца русской эмоциональной сферы) в известном стихотворении "Так, служба! сам ты в той войне...". Помните, там француз попался, бегущий из России, а он везёт в кибитке, в тележке всю свою семью. Ну, сначала "ухлопали мусью, // Не из фузеи — кулаками!" Потом француженка так по нему убивалась, что и её убили — "И протянулась рядом с мужем". А потом дети "... в голос, бедненькие, плачут" — жалко стало, "да вместе всех и закопали".

У Балабанова эта эмоция прежде всего в фильме "Про уродов и людей". Фильму "Про уродов и людей" приписывали самые разные интерпретации, в том числе абсолютно нацистские: вот есть уроды, а есть люди; и настоящий человек там — вот этот Иоган, которого играет Маковецкий, а все остальные — это влюблённые в него недочеловеки. Нет, это глупо, по-моему. Это фильм, который сделан не ради смысла. И смысл его тёмен. Все эти фрейдистские намёки насчёт морковки, обмакнутой в сметану, фрейдисты пусть оставят при себе. Мне кажется, что Балабанов нарочно их дразнил. Когда вы видите двух голых пьяных сиамских близнецов, которые ещё при этом и песенку поют, — вот это и есть та самая балабановская эмоция: тончайшая смесь ужаса, сострадания и отвращения.

Балабанов жалел людей. Он был человек, чем-то похожий на Петрушевскую — такой же сентиментальный и такой же жестокий.

Особенность этой книги в том, что разговоры о самых разных писателях, литературном быте, забытых именах и прочем происходят спонтанно, "по заказу". Слушатели "ночных разговоров" с Быковым на "Эхе Москвы" сами предлагают тему. А он – ОДИН НА ВСЕХ – включается тут же, в режиме онлайн – и это придает особый нерв общению с большой и невидимой аудиторией.

Алексей Балабанов
Рекомендованы для посещения Петербургом2
Музей уличного искусства Музей уличного искусстваПланетарий №1 Планетарий №1ЦентрСобытийПлощадка для мероприятий ЦентрСобытийУкроп на Малой КонюшеннойКафе Укроп на Малой Конюшенной

Комментарии пользователей

Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте Facebook
Ваше имя
 



Статьи по теме
Джаз в детской библиотеке и испанская страсть: как провести Джаз в детской библиотеке и испанская страсть: как провести "Библионочь" в Петербурге У петербуржцев есть уникальная возможность посетить любимые библиотеки в вечернее и ночное время. В рамках проекта можно будет поучаствовать в мастер-классах, посмотреть фильмы и спектакли, совершить экскурсии, пообщаться с писателями и побывать на поэтических встречах и выставках....
Главное в Петербурге
Добавьте концерт Эннио Морриконе в свой календарь. Случайным образом мы выберем счастливчика, который получит билеты на концерт 5 ноября в Ледовом дворце.

Добавьте концерт Гару в свой календарь. Случайным образом мы выберем счастливчика, который получит билеты на концерт 12 ноября в БКЗ "Октябрьском".