Лекции «Лаборатории новых медиа» (ЛНМ) включают в себя темы формирования и развития языка медиа, медиафилософии, антропологии культуры и медиа-археологии.
Первая часть цикла лекций ЛНМ-2020 посвящена исследованию медиа и перформанса, начиная с истории возникновения перформанса и хэппенинга 1950-х годов до современного искусства перформанса — как культурного феномена, охватывающего разнообразные практики и направления в искусстве сегодня. Лекции сформированы вокруг важного периода в истории современного искусства — 1950-1960 гг. и основной объединяющей линией являются опыты "нью-йоркской школы" и их проект "9 вечеров" объединивший театр и инженерию.
В январе 1966 года десять нью-йоркских художников и тридцать инженеров из телефонных лабораторий фирмы Белл приступили к совместному эксперименту, в результате которого возникла серия хореографических, музыкальных и театральных работ с использованием новых технологий того времени. Художники Джон Кейдж, Люсинда Чайлдс, Ойвинд Фальстрем, Алекс Хей, Дебора Хэй, Стив Пэкстон, Ивон Райнер, Роберт Раушенберг, Дэвид Тюдор и Роберт Уитман совместно с инженерами показали свои перформативные инсталляции в октябре 1966 года в Нью-Йорке в помещении Арсенала 69-го военного полка. Они были записаны и засняты на цветную и черно-белую пленку. Через год Роберт Раушенберг и Билли Клювер основали фонд E.A.T. (Experiments in art and technology), который продолжил осуществлять проекты на стыке науки и искусства. Акции E.A.T. положили начало такому актуальному сегодня направлению, как science art — взаимодействию искусства и науки в пространстве медиатехнологий.
Список лекций в цикле:
11 марта, 19:30 — Маша Данцис / Лекция: Медиа и перформанс. E.A.T.: рождение перформанса и современного танца.
15 апреля, 19:30 — Камиль Мустафаев в беседе с Аней Кравченко, Антоном Вдовиченко, Машей Шешуковой / Лекция-перформанс: Человек из ниоткуда.
11 марта / Маша Данцис / Лекция 1. Медиа и перформанс. E.A.T.: рождение перформанса и современного танца
К концу 1950-х годов общество оказалось перед лицом реалий послевоенного восстановления, новых войн и идеологий (в том числе войны во Вьетнаме и коммунизма), растущих социальных движений, вызванных лишением гражданских прав населения, всё более недовольным молодым поколением и шквалом технологических инноваций. В этом культурном климате художники и художницы начали подвергать сомнению роль искусства в том виде, в котором они её знали. Они стали использовать тело — как новый инструмент, радио, телевидение и видеокамеру - как новую среду для коммуникации со зрителем, тем самым пересматривать понятие "искусства". Художники и художницы критикуют средства массовой информации и методы воздействия их на общество, они размывают границы между дисциплинами и перенастраивают новые технологии, создавая произведения, которые максимально активно и по новому коммуницируют со зрителем.
Маша Данцис — Преподаватель программы кино и видео факультета свободных наук и искусств СПбГУ. Получила образование в Академии Искусств в Касселе на факультете визуальных искусств. В аспирантуре Берлинского университета искусств изучала вопросы презентации видеоинсталляций. В своём творчестве Маша Данцис исследует воздействие сетевой культуры на обычную жизнь человека, его чувства, на его взаимоотношения с обществом. Она номинант "Биеннале арт-кино" (Кельн, 2007), фестиваля документального кино в Касселе (2005, 2009 гг.), лауреат конкурса междисциплинарных художников Германии Columbus Art Foundation (2010, Лейпциг) , международного фестиваля медиаискусства «Киберфест-12» в Санкт Петербурге. Работы находятся в коллекциях Columbus Art Foundation в Равенсбурге и Еврейского музея в Берлине.
15 апреля / Камиль Мустафаев в беседе с Аней Кравченко, Антоном Вдовиченко, Машей Шешуковой / Лекция-перформанс: Человек из ниоткуда
Работы американских хореографов поколения 60-х в записанной истории стали символической точкой отсчета явления нового тела, нового способа движения. Временная и географическая дистанция, которая отделяет нас от них, никогда не позволит нам по-настоящему увидеть опыт становления этих новых тел. Становится ли эта история нашей по-настоящему? Как современное тело конкретного человека резонирует с этим историческим опытом? Эта лекция станет своеобразным «антидотом» от очарованности историей и возможно позволит по-настоящему встретиться с опытом становления новых тел.