«Путешествие по Европе»
И.С. Бах, Ф, Мендельсон-Бартольди, Й.Г. фон Райнбергер, Ф. Лист
Концерт органной музыки
11 декабря, суббота, 19:30
Лилия Кузнецова
(орган, Санкт-Петербург)
В сезоне 2021/22 года Органный класс Санкт-Петербургского музыкального училища имени Н.А. Римского-Корсакова отмечает своё 40-летие. Он начал свою работу благодаря инициативе органистов Юрия Семёнова и Олега Безгубова. За прошедшие десятилетия в Органном классе учились многочисленные музыканты, связавшие впоследствии свою жизнь с этим замечательным инструментом. Они успешно работают в России и за рубежом. Это концертирующие и церковные органисты, преподаватели органа в различных учебных заведениях.
В цикле юбилейных концертов «ALMA MATER», посвящённом знаменательному событию, примут участие педагоги Музыкального училища, выпускники разных лет и студенты. В программе петербургской органистки Лилии Кузнецовой – сочинения европейских композиторов XVIII-XIX веков.
Концерт откроет Токката, Адажио и фуга до мажор И.С. Баха. Её строение по форме приближает сочинение к трёхчастному концерту и напоминает о Вивальди, который утвердил эту форму жанра. Токката также состоит из трёх разделов: в первых двух виртуозные партии рук и ног выступают по отдельности, соединяясь в третьем. Адажио - один из ярких примеров мелодического дара Баха. За ним следует динамичная фуга.
Шесть Трио-сонат были написаны И.С. Бахом для старшего сына Вильгельма Фридемана. Изначально они задумывались для исполнения на клавикорде или клавесине с педалью. Эта изящная музыка требует от исполнителя координации высокой степени. На концерте прозвучит Соната № 2 до минор в трёх частях.
Органные сонаты, op.65 Ф. Мендельсона-Бартольди – это своеобразная «антология» барочных жанров и форм, связывающая его творчество с национальной традицией. Свидетельством взаимодействия композитора с немецкими музыкальными корнями, в том числе с Бахом, можно считать и его частое обращение к протестанскому хоралу. В программе концерта – Соната № 3 ля мажор.
Имя Й.Г. фон Райнбергера неразрывно связано с творческой жизнью Мюнхена второй половины XIX века. Он приобрёл известность, прежде всего благодаря своему органному творчеству: 20 сонатам для органа соло, двум концертам для органа и оркестра и камерным сочинениям для органа и разных инструментов. Музыка Райнбергера увлекает красотой контрапунктических линий, мелодической изобретательностью, совершенством формы. Будет исполнена его Пассакалия из Сонаты № 8.
Своеобразным музыкальным приношением Баху является Прелюдия и фуга на тему BACH Ф. Листа, в которой буквально звучит фамилия великого композитора, зашифрованная «музыкальным алфавитом». Лист по-новому трактует жанр Прелюдии и фуги, наполняя его романтической окраской. Эта виртуозная фантазия была создана им в 1855 году и навсегда вошла в «золотой фонд» органного репертуара.
Программа концерта:
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Токката, Адажио и фуга до мажор, BWV 564
Трио-соната № 2 до минор, BWV 526:
Vivace - Largo - Allegro
Феликс Мендельсон-Бартольди (1810-1847)
Соната № 3 ля мажор, op.65:
Allegro maestoso - Andante tranquillo
Йозеф Габриэль фон Райнбергер (1839-1901)
Пассакалия из Сонаты № 8 ми минор, oр.132
Ференц Лист (1811-1886)
Прелюдия и фуга на тему BACH, S.260