Коллажи и аппликации Геннадия Агафонова, результат работы художника за 2020 год. Каждый сюжет условен в своей трактовке и оттого универсален. Из самых банальных материальных артефактов – обрывков бумаги, картонных листов и клея, художник создал работы, являющиеся, своего рода, систематизацией собственных наблюдений и опыта.
Внутри/Снаружи – это рассказ о бытовании человека в различных пространствах. Продавщица в продуктовом магазине, разнорабочий на стройке, пара на пляже отражены в композициях из картона и бумаги. Среду обитания человека составляют пространства закрытые и открытые. Эти две базовые категории являются предметом исследования художника. Исходя из категорий внутри/снаружи осуществляется поиск себя и своего места в мире. Камерная, теплая атмосфера замкнутых помещений – это область частной и интимной жизни, наших взаимоотношений друг с другом. За порогом дома – зона бескрайнего, слегка упорядоченного цивилизацией, хаоса. Перемещения из замкнутых пространств квартир и парадных во внешний мир и обратно приводит к стремлению упорядочить, привести в систему совокупность получаемых впечатлений.
Основу повествования в работах Агафонова занимает композиция: лаконичная, объединяющие пару фигур и несколько пространственных элементов. В ряби неровных контуров бумажных кусочков, рождаются экспрессивные, но ясные образы, не лишённые ироничной интонации. Ровные, мятые, матовые, глянцевые фактуры составляют тактильно ощутимую материальную среду. Экспрессионистичность как свойство и как черта здесь на правах генетической памяти, связанной с традицией ленинградской школы живописи: от работ 1920-х через творчество десятков художников андеграунда, в частности, художников арефьевского круга. В отличие от живописи, цветовая гамма коллажей ограничена. Здесь себе находят место только самые естественные оттенки: от кроваво-красного до костяного белого. Приём обобщения, тесно связанный с техниками коллажа и аппликации, возводит обыденные явления повседневности до уровня метафоры. Отчего даже минималистичная композиция с мангалом становится экзистенциальным размышлением о месте человека в окружающем мире. Следуя за героями работ Агафонова, преодолевая монохромность запечатленных процессов повседневности, в конечном итоге можно вырваться к полным воздуха и свободы пространствам. Но и здесь познание и поиск не заканчиваются.