Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.

16+

Выставка "Ледовый трамвай"

2356

Страница создана 03.02.2015 и обновлена 01.03.2023

Повысить аудиторию мероприятия
Когда
4 февраля 2015 г. 10:00
мероприятие прошло
Место +7 (812) 321-54-05 Музей городского электрического транспорта
СПб, пр. Средний В.О., д. 77 на карте
  Василеостровская (1.1 км построить маршрут до метро)
Василеостровский район
 

Внести изменения Внести изменения
 

В петербургском «Горэлектротрансе» отмечают 120 лет с момента пуска первого пассажирского трамвая на электрической тяге в нашем городе – ледового трамвая. Такой транспорт ходил по льду Невы с зимы 1895 по зиму 1911 года. «Ледовый трамвай» пользовался успехом у петербуржцев, он даже упоминался в стихах. В честь знаменательной даты сотрудники Музея городского электрического транспорта подготовили специальную выставку, на которой представят уникальные экспонаты – чертежи, рисунки и макеты, открытые для всеобщего обозрения впервые.

В Музее городского электрического транспорта открылась выставка, посвящённая истории появления в Петербурге ледового трамвая. В экспозиции представлены поистине уникальные экспонаты – чертежи, рисунки и макеты, которые впервые открыты для всеобщего обозрения. Это стало возможным благодаря исследовательской работе сотрудников архива «Горэлектротранса» Марины Величенко и Галины Ивановой при поддержке работников самого музея. 

Несмотря на то, что ледовый трамвай был очень популярен у современников, сегодня эта яркая страница не только в истории городского транспорта, но и главной водной артерии нашего города малоизвестна широкой общественности. Выставка в Музее городского электрического транспорта  призвана познакомить пассажиров с далекими буднями ледового трамвая, когда он был знакомым и привычным видом транспорта для горожан.

В 1880 году Федор Аполлонович Пироцкий провел в Петербурге испытание двухэтажного коночного вагона, работающего при помощи электричества. Это и был первый российский трамвай. К концу 1890-х годов трамвайное движение открылось уже в 13 городах Российской империи. Однако в Петербурге его развитие сильно затянулось из-за противодействия Акционерного общества конно-железных дорог, чьи интересы ущемлялись. Именно им принадлежали уникальные права на использование действующей маршрутной сети города.

В следующий раз электрический транспорт появился в Петербурге уже зимой 1895 года…на льду Невы. С ходатайством о проведении таких опытов в Петербургскую Городскую управу обратился Рафаил Карлович Гартман, учредитель «Правления Общества финляндского легкого пароходства» - ледовая трамвайная линия уже не затрагивала интересы владельцев  конок. Сначала вагончики спускали на лёд с горок, подобных тем, что строили на Масленицу. Двигались они своим ходом, как на «американских горках». Проект имел успех, и Гартман предложил инженеру-технологу М.М. Подобедову создать электрическую версию переправы, которая работала одновременно с «автоматической». Впоследствии Р.К. Гартман передал Подобедову права на эксплуатацию ледового трамвая.

«Пользуясь нынешней хорошей - устойчивой - зимою, общество финляндского легкого пароходства соорудило в Петербурге, на “царственной Неве”, первую в нашей столице электрическую железную дорогу. Она проведена от спуска Дворцового моста, со стороны Адмиралтейской набережной, к Мытнинской набережной и является большим удобством для обывателей Петербургской Стороны, которые за две копейки имеют отличное скорое сообщение с центральными частями столицы», - писал об этом событии журнал «Всемирная иллюстрация». 

Первая линия «Ледового трамвая» проходила от Зимнего дворца до Мытнинской набережной, затем появился маршрут от Сенатской площади до Румянцевского сквера, впоследствии к ним прибавились ещё два: от Суворовской площади до Сампсониевского проспекта и от Суворовской площади до домика Петра I. Ледовый трамвай эксплуатировался вплоть до зимы 1910/11 года – уже наряду со своим  «сухопутным» собратом. С пуском обычного трамвая в Петербурге в 1907 году рентабельность электрических переправ на льду Невы стала снижаться, и они со временем прекратили свое существование. Электрический трамвай на льду Невы запечатлен на старых открытках 1900-х годов. Горожане не сразу привыкли к названию нового вида городского транспорта. Поэтому на открытках были надписи: «Электрическая дорога через Неву зимой», «Электрический перевоз через реку Неву», «Электрическая конка». Некоторые из таких открыток из частной коллекции водителя трамвайного парка №3 Александра Григорьева также представлены в экспозиции.

Ледовый трамвай упоминался и в стихах. Так, Владимир Набоков в стихотворении «Петербург» («Мне чудится в рождественское утро…») писал:

Приземистый вагончик темно-синий,
Пером скользя по проволоке тонкой,
Через Неву пушистую по рельсам
Игрушечным бежит себе…

Выставка, посвящённая истории появления ледового трамвая, открыта для посещения в Музее городского электрического транспорта ежедневно, кроме понедельника. Экскурсии начинаются в 10:00, 11:30, 14:00, 16:00.

.Читать полностью

Как добраться

Маршрут
Рекомендованы для посещения Петербургом2
Государственный музей-заповедник ГатчинаГосударственный музей-заповедник Гатчина Молодежный театр на Фонтанке Молодежный театр на ФонтанкеКонцертная площадка Comedy PlaceКонцертная площадка Comedy PlaceСамый большой фуд-корт в Санкт-ПетербургеСамый большой фуд-корт в Санкт-ПетербургеКультурный квартал БрусницынКультурный квартал Брусницын
Отзывы о событии Выставка "Ледовый трамвай"Пожаловаться
0
Оценить событие   

Комментарии посетителей о событии (1)

Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте
Ваше имя
 
Лена20 марта 2019 г. 18:00
Музей потрясающий - столько раритного общественного транспорта здесь собрано! Трамваи и троллейбусы можно посмотреть не только снаружи, но и изнутри. Сравнить с современным транспортом.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Наталья22 сентября 2015 г. 18:27
Обратите внимание на маршрут 49 трамвай по ул.Бухарестской вагон 1026 пассажирские сиденья в отвратительном состоянии, а именно грязные, рваные. По этому поводу уже звонила по телефону горячей линии, но сегодня на трамвайную остановку снова приходит этот же трамвай с такими же сиденьями, никаких изменений. В этом трамвае берут плату за проезд с пассажиров, которые вынуждены садиться на эту грязь! На электронные валидаторы для оплаты проезда деньги нашлись, а на чехлы для пассажирских сидений денег нет.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Константин25 марта 2015 г. 11:58
А какой у вас телефон, что бы записаться?
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Григорий Мигай19 мая 2012 г. 19:06
Супер! Получил массу удовольствия!
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Галина Букина18 декабря 2011 г. 18:55
Очень интересный музей! Громадное спасибо за экскурсию Дарье Владимировне!
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Главное
Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю