Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.

16+

Выставка "Натюрморт в искусстве Западной Европы XVI – XIX вв."

3126

Страница создана 19.06.2015 и обновлена 22.02.2023

Повысить аудиторию мероприятия
Когда
20 июня 2015 г. 11:00
мероприятие прошло
Место +7 (813) 782-72-82 Выставочный центр Эрмитаж-Выборг
Ленобласть, г. Выборг, ул. Ладанова, д. 1 на карте
Выборгский район
Событие прошло?
Подпишись на Эрмитаж-Выборг,
получай отзывы и напоминания
 

Внести изменения Внести изменения
 

В выставочном центре «Эрмитаж- Выборг» открылась выставка «Натюрморт в искусстве Западной Европы XVI-XIX веков из собрания Государственного Эрмитажа», где представлены картины и предметы прикладного искусства, созданные мастерами Западной Европы в XVI-XIX веках.

В экспозицию вошло 40 картин, где изображены объекты «живой» и «неживой» природы - цветы и плоды, дичь, рыба, домашняя утварь, профессиональные атрибуты и тому подобное. Все это - образцы старого европейского – «классического» натюрморта, основные типы которого оформились в XVII столетии.

Основу экспозиции составляют работы голландских и фламандских живописцев, явившихся зачинателями натюрморта как самостоятельной ветви станковой живописи. Выставка дает возможность составить яркое представление о своеобразии жанра, его главных особенностях, позволяют продемонстрировать многообразие тем и мотивов, характеризующих старый европейский натюрморт, и показать устойчивость его типов в европейском искусстве. Ведь включенные в состав выставки работы художников XVIII и XIX веков, являются, по существу, вариациями тематических и композиционных типов.

В «золотой век» натюрморта самого термина «nature morte» (буквально – «мертвая природа») еще не существовало. Он вошел в употребление лишь в середине XVIII столетия во Франции. А в XVII веке картины с изображением всевозможных предметов повседневного обихода, сервированного стола, цветов и так далее именовали описательно – по главному мотиву композиции. В 1650 году в голландском языке появилось и собирательное понятие «stilleven». Первоначально под ним подразумевали только «неподвижную натуру» или «неподвижную модель», поскольку в XVII столетии слово «leven» имело два значения: «жизнь» и «модель», или «натура», но со временем второе значение слова «leven» забылось, и «stilleven» стали понимать как «тихую жизнь». Пожалуй, в наибольшей степени такому пониманию отвечают разнообразные настольные натюрморты: «завтраки», «закуски», роскошные «десерты», а также ученый натюрморт «Vanitas» (суета сует). На выставке представлены «Завтрак с устрицами» антверпенского живописца А. Адриансена, картины двух видных художников эпохи «золотого века» – «Закуска» В. ван Алста и «Десерт» Б. ван дер Мера; «vanitas» представляет редкий образец фламандской школы – «Натюрморт» Я. П. Гиллеманса Младшего.

XVI-XVII века – время бурного развития ботаники и появления во многих европейских странах ботанических садов. Живой интерес к достижениям науки и к новым для европейцев сортам цветов, лишь недавно завезенным с других континентов, явился одним из побудительных стимулов к возникновению самого жанра цветочного натюрморта. На заре становления жанра цветочного натюрморта - на рубеже XVI-XVII веков – картины с изображением цветов могли служить своеобразной заменой реальным объектам, позволяя владельцам подобных картин  наслаждаться видом прекрасных цветов даже зимой. Впрочем, со временем и в цветочный натюрморт проникла идея «vanitas», подсказанная скоротечностью существования самого цветка. А в гирляндах, обрамлявших разнообразные евангельские сцены, представлявшие Христа, Мадонну или святых, цветы были наделены религиозным смыслом (например, «Святое семейство в обрамлении, украшенном цветами» Я. Брейгеля Младшего). Подобные произведения обычно предназначались для украшения католических храмов.

В натюрмортах итальянских мастеров XVII века на первый план выступают декоративные качества, эти работы, как правило, лишены какого-либо повествовательного аллегорического начала. Растительный натюрморт был главенствующим типом натюрморта в итальянской живописи этого периода. Вещи редко становились объектом внимания итальянских художников. Исключение составляли, пожалуй, только музыкальные инструменты и восточные ковры. На изображении восточных ковров специализировался работавший в Риме Франческо Фьеравино, прозванный Мальтезе. Декоративность являлась основной чертой композиций из рыб и морской фауны. По своему характеру и назначению декоративными, в первую очередь, были и композиции с охотничьими трофеями, представлявшие самую позднюю по времени возникновения разновидность натюрморта в живописи Западной Европы XVII века («Натюрморт с битым зайцем» П. Снейерса). 

Произведения прикладного искусства, представленные на выставке, с одной стороны, можно найти на картинах, с другой стороны, они демонстрируют разнообразную трактовку темы натюрморта во многих видах художественного ремесла Европы XVII-XIX вв.

Предметы, которые можно увидеть на картинах, очень разнообразны: голландские фаянсовые тарелки и чаши с голубой или полихромной росписью;  стеклянные кубки для вина – ремеры - из Германии и Нидерландов; глиняные кувшины из каменной массы, сосуды и тарелки из олова, серебряные кубки и блюда, белоснежные льняные скатерти, выполненные в Германии в XVII-XIX вв. Помимо этих экспонатов – «героев» картин, на выставке представлены произведения прикладного искусства разных стран Европы XVII-XIX вв., где натюрморт превратился в мотив для украшения предметов. Мастера художественного ремесла увидели в самом жанре живописного натюрморта его большие декоративные возможности и стали использовать их при создании формы изделий (металл, керамика, фарфор). Например, в XVII в. цветок чеканился в серебре, воплощаясь в форме кубков или часов, в XVIII в. появился в новом для европейцев виде материала – фарфоре, а в ХIХ в. отливался в бронзе. На выставке экспонируются произведения из керамики: миска в виде кочана капусты, так называемая «обманка» работы французских мастеров XVIII в. и итальянская миска в виде фигуры фазана.

Разнообразие типов натюрморта XVII в. оказало влияние и на декор изделий из серебра, керамики, текстиля. Особенно много вариаций дал цветочный натюрморт. Мотив «букет в вазе» представлен на выставке многими примерами. К XVI в. относится итальянское фаянсовое блюдо, к XVII столетию – голландская вышитая шелками картина, повторяющая живописную композицию, белая ажурная вышивка по филе. В XVIII в. этот мотив использовали в декоре французских и немецких шелковых тканей, в росписи фарфора изделий знаменитой Севрской мануфактуры, в мебели, украшая набором из разных пород дерева филенки. В XIX в. он вплетается в орнаментальную канву узоров европейских кружев. Интересно отметить, что на протяжении веков отдавали предпочтение разным цветам. В ХVI в. солировала гвоздика, в XVII в. фаворитом стал тюльпан, а в XVIII столетии – уже роза. В более раннее время в букетах изображали только один вид цветов, группируя их по несколько штук в вазах (например, так поступали с гвоздиками), позже букеты стали составлять из разного их вида. 

«Букет в корзине» стал одной из вариаций цветочного мотива. На выставке его можно увидеть в расписных фаянсовых блюдах, вышитой кайме английской скатерти XVIII в., во французских мебельных обивках XVIII столетия. 

Цветочная тема звучит и в композициях с гирляндами из цветов или фруктов. На выставке представлены прекрасные образцы: голландская мозаичная картина XVII в, серебряные блюда работы немецких златокузнецов и вышитая картина «Суд Париса» этого же периода, шпалеры производства мануфактуры Бове XVIII в., расписные стеклянные вазы французского завода Баккара XIX в.

Натюрморты с битой дичью, охотничьими принадлежностями использовались в произведениях прикладного искусства реже, чем в живописи. В основном, в резьбе по дереву, художественном текстиле. На выставке их можно увидеть в деревянной резной панели XVIII в., во французском ковре с ворсом производства мануфактуры Савонери.

Еще один вариант натюрморта, который встречается в живописи – изображение «накрытых столов». Голландцы охотно использовали его в росписи фаянса. Ярким примером служат так называемые «селедочные банкеты», связанные с праздником сельди, без которой голландцы не мыслили себе трапезы. Немецкие ткачи помещали изображения накрытых столов в центр льняных скатертей, делая их главными героями пирушек и гуляний. Во фламандских шпалерах XVII в. столы с богатой утварью были неотъемлемой частью сюжетных композиций, особенно связанных с пирами. На выставке экспонируется миниатюрное кольцо для салфетки XIX в., шитое бисером с изображением накрытого стола с вазой, наполненной фруктами и цветами среди тарелок и подсвечников.

Более мелкие формы и камерный характер приобретают натюрморты в фарфоровой пластике XVIII в. В продукции немецких заводов (Франкенталь и др.) в небольших скульптурных группах размещены корзины с бутылками, тарелки, миски. Общий дух этих миниатюрных сцен навеян творчеством французского живописца Ж.Б.Шардена.

Включение натюрморта из мелких предметов на столах (шкатулки, вазочки) в сюжетные сценки на выставке можно увидеть в произведениях текстильного искусства, например, в вышитой картине со сценой гадания XIX в. или в композиции «Царство Флоры» французского производства к. XVII столетия. 

В целом, прикладное искусство Западной Европы ХVII-ХVIII веков во многом перекликалось с живописными произведениями этой эпохи. Оно не только служило источником вдохновения для художников, но и давало свои интересные вариации в разработке основных тем

К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог, авторы статей и кураторы выставки: Наталья Ивановна Грицай, заведующая сектором живописи XIII-XVIII вв. Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа и Татьяна Никодимовна Косоурова, заведующая сектором декоративно-прикладного искусства Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа.

.Читать полностью

Как добраться

Маршрут
Рекомендованы для посещения Петербургом2
Почувствуй себя героем игры Angry BirdsПочувствуй себя героем игры Angry Birds Молодежный театр на Фонтанке Молодежный театр на ФонтанкеНескучные музеи для взрослых и детейНескучные музеи для взрослых и детейIT ресторан ИгристыеIT ресторан ИгристыеГосударственный музей-заповедник ПетергофГосударственный музей-заповедник Петергоф
Отзывы о событии Выставка "Натюрморт в искусстве Западной Европы XVI – XIX вв."Пожаловаться
0
Оценить событие   

Комментарии посетителей о событии

Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте
Ваше имя
 
Главное
Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю