В выставочном центре «Эрмитаж- Выборг» открылась выставка «Натюрморт в искусстве Западной Европы XVI-XIX веков из собрания Государственного Эрмитажа», где представлены картины и предметы прикладного искусства, созданные мастерами Западной Европы в XVI-XIX веках.
В экспозицию вошло 40 картин, где изображены объекты «живой» и «неживой» природы - цветы и плоды, дичь, рыба, домашняя утварь, профессиональные атрибуты и тому подобное. Все это - образцы старого европейского – «классического» натюрморта, основные типы которого оформились в XVII столетии.
Основу экспозиции составляют работы голландских и фламандских живописцев, явившихся зачинателями натюрморта как самостоятельной ветви станковой живописи. Выставка дает возможность составить яркое представление о своеобразии жанра, его главных особенностях, позволяют продемонстрировать многообразие тем и мотивов, характеризующих старый европейский натюрморт, и показать устойчивость его типов в европейском искусстве. Ведь включенные в состав выставки работы художников XVIII и XIX веков, являются, по существу, вариациями тематических и композиционных типов.
В «золотой век» натюрморта самого термина «nature morte» (буквально – «мертвая природа») еще не существовало. Он вошел в употребление лишь в середине XVIII столетия во Франции. А в XVII веке картины с изображением всевозможных предметов повседневного обихода, сервированного стола, цветов и так далее именовали описательно – по главному мотиву композиции. В 1650 году в голландском языке появилось и собирательное понятие «stilleven». Первоначально под ним подразумевали только «неподвижную натуру» или «неподвижную модель», поскольку в XVII столетии слово «leven» имело два значения: «жизнь» и «модель», или «натура», но со временем второе значение слова «leven» забылось, и «stilleven» стали понимать как «тихую жизнь». Пожалуй, в наибольшей степени такому пониманию отвечают разнообразные настольные натюрморты: «завтраки», «закуски», роскошные «десерты», а также ученый натюрморт «Vanitas» (суета сует). На выставке представлены «Завтрак с устрицами» антверпенского живописца А. Адриансена, картины двух видных художников эпохи «золотого века» – «Закуска» В. ван Алста и «Десерт» Б. ван дер Мера; «vanitas» представляет редкий образец фламандской школы – «Натюрморт» Я. П. Гиллеманса Младшего.
XVI-XVII века – время бурного развития ботаники и появления во многих европейских странах ботанических садов. Живой интерес к достижениям науки и к новым для европейцев сортам цветов, лишь недавно завезенным с других континентов, явился одним из побудительных стимулов к возникновению самого жанра цветочного натюрморта. На заре становления жанра цветочного натюрморта - на рубеже XVI-XVII веков – картины с изображением цветов могли служить своеобразной заменой реальным объектам, позволяя владельцам подобных картин наслаждаться видом прекрасных цветов даже зимой. Впрочем, со временем и в цветочный натюрморт проникла идея «vanitas», подсказанная скоротечностью существования самого цветка. А в гирляндах, обрамлявших разнообразные евангельские сцены, представлявшие Христа, Мадонну или святых, цветы были наделены религиозным смыслом (например, «Святое семейство в обрамлении, украшенном цветами» Я. Брейгеля Младшего). Подобные произведения обычно предназначались для украшения католических храмов.
В натюрмортах итальянских мастеров XVII века на первый план выступают декоративные качества, эти работы, как правило, лишены какого-либо повествовательного аллегорического начала. Растительный натюрморт был главенствующим типом натюрморта в итальянской живописи этого периода. Вещи редко становились объектом внимания итальянских художников. Исключение составляли, пожалуй, только музыкальные инструменты и восточные ковры. На изображении восточных ковров специализировался работавший в Риме Франческо Фьеравино, прозванный Мальтезе. Декоративность являлась основной чертой композиций из рыб и морской фауны. По своему характеру и назначению декоративными, в первую очередь, были и композиции с охотничьими трофеями, представлявшие самую позднюю по времени возникновения разновидность натюрморта в живописи Западной Европы XVII века («Натюрморт с битым зайцем» П. Снейерса).
Произведения прикладного искусства, представленные на выставке, с одной стороны, можно найти на картинах, с другой стороны, они демонстрируют разнообразную трактовку темы натюрморта во многих видах художественного ремесла Европы XVII-XIX вв.
Предметы, которые можно увидеть на картинах, очень разнообразны: голландские фаянсовые тарелки и чаши с голубой или полихромной росписью; стеклянные кубки для вина – ремеры - из Германии и Нидерландов; глиняные кувшины из каменной массы, сосуды и тарелки из олова, серебряные кубки и блюда, белоснежные льняные скатерти, выполненные в Германии в XVII-XIX вв. Помимо этих экспонатов – «героев» картин, на выставке представлены произведения прикладного искусства разных стран Европы XVII-XIX вв., где натюрморт превратился в мотив для украшения предметов. Мастера художественного ремесла увидели в самом жанре живописного натюрморта его большие декоративные возможности и стали использовать их при создании формы изделий (металл, керамика, фарфор). Например, в XVII в. цветок чеканился в серебре, воплощаясь в форме кубков или часов, в XVIII в. появился в новом для европейцев виде материала – фарфоре, а в ХIХ в. отливался в бронзе. На выставке экспонируются произведения из керамики: миска в виде кочана капусты, так называемая «обманка» работы французских мастеров XVIII в. и итальянская миска в виде фигуры фазана.
Разнообразие типов натюрморта XVII в. оказало влияние и на декор изделий из серебра, керамики, текстиля. Особенно много вариаций дал цветочный натюрморт. Мотив «букет в вазе» представлен на выставке многими примерами. К XVI в. относится итальянское фаянсовое блюдо, к XVII столетию – голландская вышитая шелками картина, повторяющая живописную композицию, белая ажурная вышивка по филе. В XVIII в. этот мотив использовали в декоре французских и немецких шелковых тканей, в росписи фарфора изделий знаменитой Севрской мануфактуры, в мебели, украшая набором из разных пород дерева филенки. В XIX в. он вплетается в орнаментальную канву узоров европейских кружев. Интересно отметить, что на протяжении веков отдавали предпочтение разным цветам. В ХVI в. солировала гвоздика, в XVII в. фаворитом стал тюльпан, а в XVIII столетии – уже роза. В более раннее время в букетах изображали только один вид цветов, группируя их по несколько штук в вазах (например, так поступали с гвоздиками), позже букеты стали составлять из разного их вида.
«Букет в корзине» стал одной из вариаций цветочного мотива. На выставке его можно увидеть в расписных фаянсовых блюдах, вышитой кайме английской скатерти XVIII в., во французских мебельных обивках XVIII столетия.
Цветочная тема звучит и в композициях с гирляндами из цветов или фруктов. На выставке представлены прекрасные образцы: голландская мозаичная картина XVII в, серебряные блюда работы немецких златокузнецов и вышитая картина «Суд Париса» этого же периода, шпалеры производства мануфактуры Бове XVIII в., расписные стеклянные вазы французского завода Баккара XIX в.
Натюрморты с битой дичью, охотничьими принадлежностями использовались в произведениях прикладного искусства реже, чем в живописи. В основном, в резьбе по дереву, художественном текстиле. На выставке их можно увидеть в деревянной резной панели XVIII в., во французском ковре с ворсом производства мануфактуры Савонери.
Еще один вариант натюрморта, который встречается в живописи – изображение «накрытых столов». Голландцы охотно использовали его в росписи фаянса. Ярким примером служат так называемые «селедочные банкеты», связанные с праздником сельди, без которой голландцы не мыслили себе трапезы. Немецкие ткачи помещали изображения накрытых столов в центр льняных скатертей, делая их главными героями пирушек и гуляний. Во фламандских шпалерах XVII в. столы с богатой утварью были неотъемлемой частью сюжетных композиций, особенно связанных с пирами. На выставке экспонируется миниатюрное кольцо для салфетки XIX в., шитое бисером с изображением накрытого стола с вазой, наполненной фруктами и цветами среди тарелок и подсвечников.
Более мелкие формы и камерный характер приобретают натюрморты в фарфоровой пластике XVIII в. В продукции немецких заводов (Франкенталь и др.) в небольших скульптурных группах размещены корзины с бутылками, тарелки, миски. Общий дух этих миниатюрных сцен навеян творчеством французского живописца Ж.Б.Шардена.
Включение натюрморта из мелких предметов на столах (шкатулки, вазочки) в сюжетные сценки на выставке можно увидеть в произведениях текстильного искусства, например, в вышитой картине со сценой гадания XIX в. или в композиции «Царство Флоры» французского производства к. XVII столетия.
В целом, прикладное искусство Западной Европы ХVII-ХVIII веков во многом перекликалось с живописными произведениями этой эпохи. Оно не только служило источником вдохновения для художников, но и давало свои интересные вариации в разработке основных тем
К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог, авторы статей и кураторы выставки: Наталья Ивановна Грицай, заведующая сектором живописи XIII-XVIII вв. Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа и Татьяна Никодимовна Косоурова, заведующая сектором декоративно-прикладного искусства Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа.