Выставка работ Валентина Герасименко (1935—2020) впервые за долгое время показывает широкой аудитории творческое наследие одного из лучших мастеров петербургской печатной графики. Друг Александра Арефьева и Роальда Мандельштама, очевидец зарождения нонконформистского художественного движения в Ленинграде, участник легендарной выставки в ДК «Невский» 1975 года, он работал в живописи и графике, но больше всего — в технике классического офорта.
Начиная с 1980-х он разрабатывал и совершенствовал авторскую технику уникальной малотиражной печати на офортном станке. Выполненные в ней работы 1980-1990-х, а также образцы печатных форм составят экспозицию, которая открывается через год после смерти художника.
Валентин Герасименко — сосредоточенный и углубленный в графическую материю автор. Его работы формально принадлежат к абстракции, и в то же время они конкретны — графические листы собраны из осязаемых зрением деталей предметного мира. Неторопливое медленное чтение с постепенным углублением в толщу слоев, в линии и формы, — вот способ восприятия, придающий графике Герасименко не просто зрительную, а смысловую объемность. Тогда это сдержанное искусство становится способным рассказать о том, что всё сложнее понять с течением времени.
«Доспех», «Очертание», «Дневник путешественника» — жанр большинства графических листов художника стоит обозначить словом «элегия». Прочитанные еще в студенческие годы «Столбцы» Николая Заболоцкого и романы Константина Вагинова были очень близки его мироощущению. Чувство узнавания нового и радостного принятия мира у Герасименко соединилось с наблюдением абсурда окружающей жизни. Недаром один из важных концептов его творчества — игра, понятая как полное ощущение вероятностности и случайности.
В любой работе художника смутно различимы материальные свидетельства прошлого, шрифты или монеты, — почти как в археологическом раскопе, ведь в основу станковой графики тоже положен отпечаток, оставленный след.
Понятия «фольклор» и «археология» смыкаются с еще одним, отвечающим за качество всего художественного труда и значимым для графики Герасименко — это «состояние». Оттиски раскрашивались художником вручную, каждый лист по-разному, цветовые акценты соседствовали с графическим синтаксисом, «состояние» работ бесконечно варьировалось: картон печатной формы можно резать, менять композицию и каждый раз печатать куски в иной последовательности. В этих приемах — стремление не останавливаться и настоящая артистическая щедрость автора.
Пластическая и смысловая насыщенность его графических листов — драгоценные и редкие сейчас свойства, побуждающие по-новому посмотреть на это искусство.