Выставка посвящена столетию со дня рождения Владимира Сергеевича Васильковского (1921-2002), выдающегося деятеля петербургской культуры.
Прежде всего он оставил материальный след в городской среде: современный Санкт-Петербург не представляется без спроектированных Васильковским зданий и мостов (среди них жемчужина – деликатнейший по отношению к классическому окружению Итальянский мост через канал Грибоедова), городских фонарей, созданных с его участием памятников и мемориальных досок. Его произведения вошли в фонды ведущих музеев.
В Строгановском дворце Русского музея будет показана одна из граней творчества мастера – его графика и керамика. Васильковский - художник обращается к повседневной жизни, воссоздает исторические сцены, работает с классическими мифологическими образами и создает новые мифы почти гротесковой социальности. Большая часть графики Васильковского связана с литературными образами. Он высказывается по поводу Пушкина, Хайяма, Боккаччо, Гоголя, Булгакова. Архитектура в рисунках Васильковского часто является и объектом, и субъектом его повествования. Он любит фрагментировать реальные или вымышленные архитектурные памятники, они, в свою очередь, или участвуют в развитии сюжета, или вообще играют самостоятельную повествовательную роль.
Повседневный и ретроспективный планы у Васильковского естественным образом совмещаются. Не столько сюжетно (хотя бывает и такое), чаще совмещается оптика: на современность он смотрит сквозь мифологическое стеклышко, на мифологию – сквозь современное.
Владимир Васильковский оставил ощутимый след в художественной культуре: он не только воспитал плеяду учеников, ставших большими мастерами, но и задал определенные параметры культуры формы, которые остаются актуальными до сих пор.