Выставка из фондов Всероссийского музея А. С. Пушкина, приуроченная к 175-летию со дня рождения великого русского художника И. Е. Репина, посвящена на первый взгляд локальной, но очень важной для художников теме – постижению образа поэта и его творчества.
На выставке можно познакомиться с широко известными произведениями Репина: «Пушкин на берегу Черного моря» (1887, совместно с И. К. Айвазовским), знаменитой картиной «Пушкин на экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года» и живописным эскизом к ней (1911), полотном «Дон Жуан и донна Анна» (1889), иллюстрациями к роману в стихах «Евгений Онегин» — сценой дуэли Онегина с Ленским, выполненной акварелью (1899) и в технике живописи (1901), а также с репинскими рисунками «Пушкин у Карла Брюллова» и ростовым этюдом фигуры поэта.
Над образом Пушкина художник работал с полной самоотдачей, погружаясь в исторические детали, тщательно изучая иконографию. Не всегда эти поиски приводили к безоговорочным удачам. Описывая драматургу Л. Андрееву работу над картиной «Пушкин на набережной Невы. 1835 год», Репин сокрушался: «В 1897 году я воспылал написать его портрет, в натур. величину всю фигуру, хотя бы декоративно, к празднованию его памяти, — чем были полны тогда все его почитатели. И вот теперь – 1917 г., следовательно прошло 20 лет, — я до сих пор злополучный холст, уже объерзанный в краях, уже наслоенный красками, местами вроде барельефа, все еще не заброшен мною в темный угол. Испробованы все мои самые смелые приемы, — нет удачи, нет удачи; а между тем ведь вот, кажется, так ясно я вижу этого „неприятного, вертлявого человека", этого „обезьяну", этого возлюбленного поэта...».
Любовь к Пушкину Репин прививал своим ученикам по Академии художеств и Тенишевскому училищу. Сохранились свидетельства о том, что он часто декламировал стихи поэта. Увлеченность этого «горячего, неровного, экзальтированного, увлекающегося, но всегда правдивого и часто недовольного собой» мастера передавалась всем, кто попадал в круг его общения. А. П. Остроумова-Лебедева вспоминала, что в репинской мастерской всегда было многолюдно, а смежную комнату использовали для «чаепития и сборищ». Там «было много криков, шума, но было молодо и весело и Репин очень оживленного и горячо спорил».
Разносторонняя одаренность (включая литературный талант), поразительная энергия и искреннее желание помочь молодым дарованиям привлекала к художнику многочисленных и разных по своим устремлениям учеников. Наверное, наиболее объективную оценку деятельности Репина-наставника дал И. Э. Грабарь: «Он был до конца прост и ласков со всеми, кто приходил к нему за советом, особенно бережно и любовно относясь к подрастающему поколению. Вот почему память о нем с такой нежностью хранили в своих сердцах мы, его ученики, даже те из нас, кто, преклоняясь перед его гигантским дарованием и творческой волей, не считал его таким же блестящим педагогом, каким он был художником. Педагогом Репин не был, но великим учителем все же был».
Вероятно, первым, кто назвал себя учеником И. Е. Репина, был В. А. Серов, попавший в обучение к художнику еще ребенком. Широко известны выполненные им акварельный портрет поэта и пастель «Пушкин в деревне» (1899). На выставке представлены эти работы художника, а также наброски иллюстраций к «Евгению Онегину» (1890-е гг.), зарисовка посмертной маски Пушкина (1880), картина «Зимняя дорога» (1898) и карандашный рисунок «Бесы» (1878).
Творчество другого репинского ученика – К. А. Сомова представлено на выставке иллюстрацией «Людмила в садах Черномора» к поэме «Руслан и Людмила» (1897), серией эскизов к поэме «Граф Нулин» (1899) и акварельным портретом поэта (1899). Громко прозвучала пушкинская тема и в творчестве Б. М. Кустодиева – это рисунки «Пушкин на набережной Невы» (1910–1915), циклы иллюстраций к «Сказке о царе Салтане», повести «Дубровский» и поэме «Руслан и Людмила» (1919). В 1894 году в мастерскую Репина поступил Д. Н. Кардовский, на протяжении всей своей жизни возвращавшийся к пушкинскому творчеству. Картину «Пушкин в Царском Селе» (1910-е) и эскизы к ней, рисунок тушью «Заседание декабристов в Каменке» (1925), иллюстрации к роману в стихах «Евгений Онегин» (1934) можно увидеть на выставке.
В 1905 году художник П. Д. Шмаров создал серии иллюстраций к поэме «Медный всадник» и драме «Русалка». А. П. Остроумова-Лебедева много раз возвращалась к образу пушкинского Петербурга (гравюры, выполненные в 1902–1920-е годы).
Отдельный зал экспозиции посвящен творчеству И. Я. Билибина —ученика И. Е. Репина по Тенишевскому училищу. Без его иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» (1905 и 1935), «Сказке о золотом петушке» (1906–1907), эскизам к театральным постановкам «Золотого петушка» (1909) и «Руслана и Людмилы» (1913) сегодня сложно представить сказочный мир Пушкина.
В первом зале помимо произведений Репина будут экспонироваться: модель памятника поэту (1875), выполненная другом и соседом Репина по студенческому общежитию М. М. Антокольским, иллюстрация «У лукоморья дуб зеленый...» учителя Репина И. Н. Крамского, живописный портрет Пушкина работы Ю. И. Репина – сына художника.
Мультимедийное сопровождение выставки состоит из фотографий, запечатлевших Репина в стенах Академии художеств и в Пенатах (предоставлены Научно-исследовательским музеем при Российской Академии художеств).
На выставке планируется проведение экскурсий, на которых можно узнать, почему Репин создал два варианта картины «Пушкин на лицейском экзамене», какой эпизод из жизни Пушкина изображен в набросках «Пушкин у Карла Брюллова», почему у картины «Пушкин на берегу Черного моря» два автора и многое другое.