Открытие: 21 мая в 18.00
На открытии выставки состоится презентация книги PRAFOTA (2015, арт-центр ЦЭХ, Минск), artist-talk Александра Михалковича на тему «Личное переживание как материал новой документалистики. Круг насилия: анализ механизмов массового подчинения», а также показ документальных фильмов автора «Увольнительная записка» и «Под крылом у Тони» (2015). Начало в 18.30.
Александр Михалкович, художественный провокатор и «террорист», работает в жанрах долгосрочных фотографических проектов, документального кино, аудиовизуальных инсталляциий и перформанса, используя элементы психодрамы и психологического анализа. Основные темы работ Михалковича – прошлое, память и их отражение в современной жизни. Эти темы непосредственным образом связаны с исследованием времени, пересечением его пластов и представленности одного временного слоя в другом.
Проект «Заставить Интернет помнить Холокост» изучает присутствие прошлого в нашем актуальном настоящем. Михалкович осуществляет акт анализа коллективного сознания: сталкивает теряющее память общество с воспоминаниями, которые оно предпочитает вытеснять. Автор испытывает зрителя на прочность границ его обыденности, а также его концепцию неуязвимости, сталкивая с темами смерти и потребления. «Захватывая» Интернет, Михалкович говорит нам: «Я вторгаюсь в ваш мир закатов, сэлфис, котят и инстафуда». Авторская интенция заставляет нас исследовать «темные» пятна собственного сознания, всмотреться в историю, которая лежит у нас под ногами, преобразовать настоящее осознанием опыта прошлого.
Автор о проекте:
Законы, по которым сегодня живет интернет, модерируются, придумываются кем-то, подгоняются под обычного среднестатистического пользователя. В процессе поиска информации, выходящей за установленные рамки, человеку недостаточно обладать одним лишь стремлением. Он должен быть готов к тому, что ему придется споткнуться ни об одну кочку дезинформации. Я же поставил перед собой цель обойти эти законы, обмануть модераторов и постоянно бдящие системы безопасности, показать другие снимки, выйти на объективное информирование обывателя.
Мне кажется, что люди начали забывать про Холокост. Про него сложно найти информацию, если не заниматься специально этой темой. Часто люди посещают места, где еще совсем недавно происходили трагические события, и даже не подозревают об этом. Обнаружив несколько трагичных фотосвидетельств, я попробовал напомнить людям про Холокост на территории Латвии. Я решил обойти системы обороны популярных сервисов, размещающих фотографии на карте, таких как Google Earth, Panoramio и Foursquare, и разбавить привычную нам фотоленту из туристических или молодежных фотографий снимками фашистких зверств. Мои факты – черно-белые, они ужасны с точки зрения какой-нибудь девочки, которая пришла бы на пляж, «зачекинилась» на Foursquare и вдруг увидела рядом фотографии расстрелов.
Так как у Интернет-гигантов существует автоматизированная система проверки фотографий перед тем, как сделать их доступными для публики, мне пришлось искать способы обойти системы защиты. С помощью специальных программ я изменял данные местонахождения моего смартфона, и вносил незначительные визуальные изменения в фотографии, чтобы сделать их невидимыми для системы проверки авторского права. Не всегда мои ухищрения оказывались успешными: после двухдневного модерирования Google Earth так и не разместил их в публичном доступе. Возможно, на каком-то из этапов проверки у робота возникли подозрения, и он отправил фотографии на модерацию оператору-человеку.
В процессе своего эксперимента я ощущал себя как Аба Ковнер, член организации NAKAM – послевоенной терротистической группы, которая мечтала отомстить Германии отравлением дрезденского водохранилища. Я террорист, но во имя памяти. Я проникаю в ваш мир закатов, сэлфи, котят и еды; напоминаю вам о том, что скрыто под слоем песка, на котором вы загораете и чекинетесь.