Ноябрь 2025

ПнВтСрЧтПтСбВс
24252627282930

18+


2 октября 2025 г. 8:35

В Усть-Луге угольный экспорт теряет прибыль из-за падения цен

Почему российские компании продолжают отправлять уголь в убыток

В Усть-Луге угольный экспорт теряет прибыль из-за падения цен

Фото: Baltphoto

В 2025 году в Усть-Луге снизились объемы угольных отгрузок. Экспортеры сталкиваются с убытками. Ситуация осложняется падением цен и рыночными ограничениями.

В текущем году порт Усть-Луга оказался в центре внимания из-за заметного сокращения объемов угольных отгрузок. Российские компании, работающие на этом направлении, вынуждены продолжать поставки, несмотря на серьезные финансовые потери. Причина — обязательства по ранее заключенным контрактам, которые не позволяют резко свернуть экспорт даже в условиях неблагоприятной конъюнктуры.

Согласно данным систем мониторинга судоходства, за первое полугодие 2025 года через северо-западные порты России прошло 20,5 млн тонн угля. Из этого объема на Усть-Лугу пришлось 18,6 млн тонн, что значительно меньше прошлогодних показателей, когда порт обработал более 22,8 млн тонн за тот же период. За весь 2024 год через балтийские порты было отправлено 43,5 млн тонн, при этом мощности были загружены лишь на две трети.

Планы по развитию инфраструктуры остаются амбициозными: к 2027 году предполагается увеличить возможности перевалки до 121 млн тонн. Однако реализовать эти намерения становится все сложнее. Стивидорные компании рассчитывают на рост интереса со стороны азиатских рынков, прежде всего Китая и Индии, которые уже сейчас потребляют большую часть российского энергетического угля. Некоторые участники рынка не исключают, что в будущем часть санкций может быть снята, что откроет новые перспективы. Тем не менее, угольные предприятия не спешат наращивать поставки на северо-западные терминалы.

Еще в марте представители крупных компаний заявляли о возможности полного прекращения экспорта через этот регион. В частности, об этом упоминал один из топ-менеджеров «Русского угля» и советник по логистике Кузбасской топливной компании. Запросы о дальнейших планах были направлены в ряд ведущих игроков отрасли, однако официальных ответов пока не поступило. В неформальных разговорах специалисты признают: наращивать объемы мешают сразу несколько факторов.

Во-первых, железнодорожные подходы к портам уже практически полностью загружены, а вывоз пустых вагонов из портовой зоны вызывает трудности. Во-вторых, расходы на транспортировку по железной дороге выросли почти на треть из-за отмены льготных коэффициентов и очередного повышения тарифов. Балтийские порты оказались среди наиболее пострадавших после введения эмбарго на поставки российского угля в страны Евросоюза. Это решение сократило потенциальный рынок сбыта примерно на 50 млн тонн ежегодно.

В настоящее время российский уголь ориентирован исключительно на азиатские страны, но и здесь ситуация далека от идеальной. Экспортные цены продолжают снижаться, а стоимость тонны достигла минимальных значений за последние десять лет. По оценкам экспертов, почти треть добываемого в России угля сейчас не приносит прибыли при экспорте, особенно это касается энергетических марок.

В августе 2025 года чистая прибыль от экспорта через Усть-Лугу упала более чем вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, составив менее 5 тысяч рублей за тонну. В сентябре цены снизились еще сильнее — на 11-28% в годовом выражении. Если два года назад компании зарабатывали на каждой тонне более 3 тысяч рублей, то теперь вынуждены мириться с убытками, теряя до 1,3 тысячи рублей на тонне.

Несмотря на это, отказаться от экспорта компании не могут: нарушение условий контрактов приведет к еще большим финансовым потерям. В результате российские экспортеры продолжают отправлять уголь за рубеж, даже если это невыгодно, надеясь на улучшение рыночной ситуации в будущем.

Читайте нас в Google.News, Дзене, ВК, MAX, Телеграме и рассылке. Архив - категории: Порты Судоходство Транспорт Экономика Бизнес и финансы

Новости по теме
Отгрузка минеральных удобрений через северо-западные порты продолжает расти Отгрузка минеральных удобрений через северо-западные порты продолжает расти В последние месяцы отмечается рост перевозок удобрений. Эксперты фиксируют положительную динамику. Ожидаются новые изменения в отрасли. Инфраструктура портов становится ключевым фактором....
Российские судоходные компании требуют ограничить возвращение западных перевозчиков Российские судоходные компании требуют ограничить возвращение западных перевозчиков Российские перевозчики выступили за новые ограничения для иностранных компаний. Власти рассматривают предложения по защите национального рынка. Эксперты спорят о последствиях таких мер. Решение может повлиять на стоимость и доступность товаров....
В Петербурге установят фиксированную стоимость билета на пригородные поезда В Петербурге установят фиксированную стоимость билета на пригородные поезда Власти города приняли важное решение для пассажиров. В бюджете предусмотрены крупные средства. Нововведение коснется только жителей мегаполиса. Подробности о грядущих изменениях читайте в нашем материале....
Между Россией и Вьетнамом планируют запустить прямой поезд через Монголию и Китай Между Россией и Вьетнамом планируют запустить прямой поезд через Монголию и Китай Россия и Вьетнам обсуждают запуск прямого поезда через Монголию и Китай. Новый маршрут может упростить путешествия и открыть новые возможности для туристов. Узнайте, что ждет путешественников и как изменится транспортное сообщение....
Высокоскоростная магистраль между Москвой и Петербургом откроется в 2028 году Высокоскоростная магистраль между Москвой и Петербургом откроется в 2028 году В 2028 году в России появится первая высокоскоростная железнодорожная линия между столицей и Петербургом. Поездки станут быстрее, а интервал движения составит всего 15 минут. Узнайте, как изменится транспортная карта страны....
Железнодорожное сообщение между Алма-Атой и Москвой восстановили после восьмилетнего перерыва Железнодорожное сообщение между Алма-Атой и Москвой восстановили после восьмилетнего перерыва После восьмилетнего перерыва поезд вновь соединяет Алма-Ату и Москву. Первый рейс отправился с музыкой и танцами. Узнайте, как изменился маршрут и что ждет пассажиров....
Петербург рискует остаться без рыбы из-за сложностей с доставкой и ценами Петербург рискует остаться без рыбы из-за сложностей с доставкой и ценами В Петербурге наблюдается нехватка рыбы и рост цен. Причины кроются в сложностях с перевозкой и изменениях на рынке. Новые соглашения пока не решают проблему. Ситуация вызывает тревогу у жителей и бизнеса....
Крупный морской перевозчик из Франции возвращается в Петербургский порт Крупный морской перевозчик из Франции возвращается в Петербургский порт Французский перевозчик после долгого перерыва возвращается в Россию. Компания готовит новые маршруты и расширяет команду. Ожидаются перемены в перевозках через Петербург....
Контейнерные перевозки между Петербургом и Калининградом выходят на новый уровень Контейнерные перевозки между Петербургом и Калининградом выходят на новый уровень В регионе появляется новая судоходная компания. Первый рейс намечен на ноябрь. Эксперты прогнозируют перемены на рынке перевозок. Ожидается рост конкуренции и снижение затрат....
В Петербурге разрабатывают новый ледовый газовоз для Арктики В Петербурге разрабатывают новый ледовый газовоз для Арктики В Петербурге стартовала работа над инновационным судном для Арктики. Проект обещает изменить подход к перевозке СПГ. Эксперты отмечают его важность для страны. Подробности о перспективах и задачах проекта....


Рекомендовано Петербургом 2
Сердце Петербурга: Государственный ЭрмитажСердце Петербурга: Государственный Эрмитаж Государственный кукольный театр сказки Государственный кукольный театр сказкиМногофункциональное арт-пространство \Многофункциональное арт-пространство "Лендок"Киноцентр Дом киноКиноцентр Дом киноБольшой Санкт-Петербургский Государственный цирк на ФонтанкеБольшой Санкт-Петербургский Государственный цирк на Фонтанке
 

Прогноз погоды

Облачно

-9°..-5°

Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю

Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.