Широкий спектр книг по русской истории и культуре на английском языке (Россика), издания по русской эмиграции и истории города, уникальные альбомы по искусству, словари и справочные издания. Здесь проводятся презентации новых книг по истории России и Петербурга, встречи с русскими и зарубежными историками и авторами, выставки, показы фильмов, концерты.
Страницы истории. Развлечения в Ораниенбауме в царствование Елизаветы Петровны
«В течение лета, когда Великий князь и Великая княгиня обычно находились в увеселительном дворце Ораниенбауме, голштинские военные упражнения почти всегда чередовались с музыкальными. Так уже в 1750 году в большом зале рядом с библиотекой и картинной галереей была устроена маленькая изящная сцена, главным образом для итальянских интермедий, которые старый придворный поэт Тенцио (Денци), венецианец разыгрывал то с итальянкой Бригонци, то с молодой певицей Элеонорой (Бриган). Когда великокняжеский оркестр более разросся, из этой маленькой сцены позднее, в 1756 году, возник очень просторный Оперный дом, который Великий князь повелел построить в новейшем итальянском вкусе искусному архитектору Ринальди из Рима.»
Якоб Штелин (цит. по: Павлова М.А. Ораниенбаумские тетради. Заметки на полях. Спб., 2022. С. 60-61).
13.06.2025 в 18:12
Страницы истории. Ванлярский и Мусоргский
Отец графини Карловой — Федор Ардалионович Ванлярский (1835-1903), происходил из мелкопоместных пензенских дворян. Подростком он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков, откуда, проучившись 4 года, был выпущен в лейб-гвардии Преображенский полк вместе со своим однокашником Модестом Мусоргским. Молодых людей сблизила любовь к музыке.
Ванлярский посещал концерты, оперу, часто бывал у Даргомыжского на Моховой, в доме которого собирались петербургские композиторы и певцы, исполнялись отрывки из опер Глинки и самого хозяина дома. Там Федор Ардалионович завел знакомства со многими композиторами: Балакиревым, Бородиным, Римским-Корсаковым, Кюи, составившими впоследствии содружество композиторов «Могучая кучка».
На рубеже 1856–1857 годов Ванлярский привел Мусоргского в музыкальный салон Даргомыжского, который разглядел в офицере талант пианиста и стал приглашать в свой дом. Таким образом Федор Ардалионович Ванлярский ввел будущего композитора Модеста Мусоргского в круг «Могучей кучки», что оценено всеми музыковедами. В то же время Модест Петрович начал заниматься композицией. Одно из первых своих вокальных произведений на слова Алексея Толстого «Не Божиим громом горе ударило» (1857), Мусоргский посвятил полковому товарищу Ванлярскому.
Дружеские отношения связывали однокашников всю жизнь. Мусоргский был частым гостем в петербургском салоне Федора Ардалионовича. Спустя годы в 1939 году на торжественное юбилейное собрание в Москве в честь 100-летия со дня рождения Мусоргского была приглашена для выступления одна из дочерей Ванлярского, знавшая композитора с детства. Она вспоминала, как маленьким ребенком побежала заглянуть под крышку рояля после игры Мусоргского у них дома, чтобы увидеть, где же в инструменте спрятана вода, журчавшая ручейком во время его исполнения.
06.06.2025 в 18:12
Страницы истории. Советы из 1960-х годов
Недавно мы рассказывали о биографии искусствоведа, чья жизнь была связана с Ораниенбаумом - Зое Леонидовне Эльзенгр. В монографии помимо рабочих документов, приведены и личные.
Например, автограф ее подруги художницы Л.Г.Пертель от 21 ноября 1966 года с советами об образе жизни.
Вот они:
1. С улицы приходить в СВОЙ дом - все, что вокруг - тоже улица и прохожие (симпатичные или нет).
2. Нет дела до того кто, что делает, как живет (правильно или нет), как воспитывают детей своих - лишь бы не задевало это Вас лично.*
3. Нельзя фиксировать свое внимание и чувстватолько на отрицательных явлениях.
Попробуйте наоборот!!!
4. Живите без оглядки на то, что позади. Разрешается смаковать только приятные воспоминания.
5. Не занимайтесь научными делами на сон грядущий - лучше днем.
6. Не делайте все дела сразу на одном дыхании.
7. Не бегайте по улице без цели - это всегда грустно.
8. Помните, что я тут.
9. Не предъявляйте ни к кому никаких претензий. Хорошо, если не сделают пакости, а приятная неожиданность, если проявят доброту.
Сии афоризмы написала Л.Г. Примите к исполнению!
ноября 21-го года 1966.
* Все равно не исправишь - раз; себя расстроишь -два ; всех озлобишь - три, и в результате все остается как было!
Лидия Григорьевна Пертель прожила большую жизнь: она была среди тех детей, которые неожиданно совершили затянувшееся кругосветное путешествие, оставив Петроград и родителей в 1920 году, чтобы провести лето в более сытных условиях; во время блокады Ленинграда работала в Эрмитаже, вместе со своими коллегами охраняла и оберегала сокровища музея. Её акварели сейчас находятся в частных коллекциях в Сиднее.
04.06.2025 в 18:12
Книжная полка. История зарубежной России. 608 с.
Толстой Михаил. Протяжная песня. СПб. : журнал "Звезда", 2025.
Монография Толстого построена на многочисленных отечественных и зарубежных архивных источниках. Ученик Архангельского, коллега Стравинского и Дягилева Василий Кибальчич в 1920–1930-х годах находился в Соединенных Штатах и получил широкую известность как дирижер созданного им Русского симфонического хора.
Автор по крупицам собрал информацию о своем герое, сделал массу находок — от скульптурного портрета В.Ф.Кибальчича работы Сергея Коненкова в Музее русской культуры в Сан-Франциско до многочисленных сведений из архивов Санкт-Петербурга, Москвы, Праги и США. Особую ценность представляют обнаруженные исследователем материалы, проясняющие российский период жизни музыканта, — те факты биографии, которые Кибальчич тщательно скрывал, находясь в эмиграции. Удивительно, как сам Кибальчич не запутался в массе нагромождений выдуманных событий своей жизни и утаивания очевидных фактов, на наш факт, вовсе не требующих сокрытия.
Скончался Василий Кибальчич в Сан-Франциско в 1981 году, дожив до 97 лет. Книга Михаила Толстого возвращает Василия Кибальчича на родину.
30.05.2025 в 15:32
Страницы истории. Реставрация особняка графини Карловой, 2024-2025 год
Так медленно идет реставрация нашего любимого здания на Фонтанке! Но кроме больших финансовых затрат эти работы требуют кропотливейшей работы мастеров над каждой росписью, лепкой, паркетом, резьбой по дереву. Столько реставраторов разных профессий уже потрудились в особняке графини Карловой! Многие из них сделали настоящие открытия!
Реставратор лепного декора Нина Константиновна Никитина определила возраст лепки на плафоне Белого зала. Из четырех групп с путти, расположенных по углам плафона, одна - на северо-востоке, оказалась самой ранней, а остальные три, по мнению специалиста, не очень удачные попытки повторить эту эталонную группу при позднейших реставрационных работах.
Определить датировку самой старой скульптурной группы (первая треть XIX века) мастеру помогло отличное знание истории искусства и некоторые физиологические особенности на теле путти.
Комментарии посетителей