Летом 1966 года в Ленинграде, из недр известного не только в нашей стране ансамбля «Дружба» родился коллектив, который дал зеленую улицу ВИА. А назывался он 33 года назад «Поющие гитары». Повальный интерес у молодежи, успех у публики: в репертуаре школьных и дворовых команд конца 60-х годов были песни «The Beatles» и «Поющих гитар». Многие читатели, знающие ВИА «Поющие гитары», пропоют не одну его популярную песню.
В творческом развитии наблюдается тенденция: попробовать себя в больших формах. На западе в начале 70-х появились рок-оперы, композиции "Pink Floyd". Предтечей рок-оперы у «Поющих гитар" была композиция „Саласпилс", а летом 1975 года в оперной студии при Консерватории состоялась премьера - зонг-опера „Орфей и Эвридика". Почему не рок? По той простой причине, что наименование „рок" было запрещено. Завуалировать роковый стиль пришлось, обратившись к драматургии Б. Брехта, где в ткань повествования вписываются песни-зонги, которые, подводя итог происшедшего, являются поучением, наставлением.
Успех был неописуем. Элитный показ в Москве (без афиш, только для своих) в д/к газеты „Правда" здорово всколыхнул и шокировал верхи страны: как так - Питер опять впереди....?После этого коллектив очень долго не гастролировал в Москве. (Не удивлюсь, если назовут первой поп-оперой в СССР „Алые Паруса".) За десять лет при полных аншлагах, даже во дворцах спорта, сыграно 1935 спектаклей.
В 1979 году была поставлена замечательная авангард-опера „Фламандская легенда" (о Тиле Уленшпигеле), но сложность музыкального восприятия сделала спектакль „не кассовым", поэтому в 1981 году он сошел со сцены. Репертуар требовал новых опер. В 1982 году выпустили „Гонки", которая просуществовала 3 месяца, по той простой причине, что в Советском Союзе, как утверждала культурно-комсомольская пресса, не было проституции, наркомании, валютных махинаций и прочих мафиозных дел. Мы строили коммунизм (как видите - построили). Оперу сняли. Встав на театральные рельсы, ансамбль с них сойти не мог, но иметь одну оперу - катастрофа...
...Лишь 31 декабря 1985 года в ДК им. Капранова состоялась премьера оперы-мистерии „Юнона" и „Авось" (поныне она имеет полный успех, количество спектаклей перевалило за 1000).
С 1989 года ВИА „Поющие гитары" стал называться: Государственный театр „Рок-опера", правда, без театрального помещения. Хотя был подписан договор с ФРГ о постройке театра на Крестовском острове. Но проект не осуществился, по той простой причине, что „общественность" „встала на дыбы" против засорения острова. А что она замолчала впоследствии?..
К 1000-летию Православной Церкви театр поставил всемирно известную рок-оперу „Иисус Христос - суперзвезда". Спектакль получил благословение от церкви. Хороший литературно-художественный перевод, в отличие от московского, звездно-пластиночного, имел успех в Америке. (Опять в Москве считают, что они первые поставили эту оперу, хотя прошло не менее года).
Кстати, об Америке. В1991 году театр участвовал в частно-государственном круизе „250 лет Русской Америке". Во время августовских событий коллектив находился у берегов США, имея приглашения остаться, но... никто не остался. „Иисус Христос - суперзвезда" исполнялась на русском языке. „Юнона" и „Авось" - в форте „Росс", недалеко от Сан-Франциско, именно в тех местах, где происходили события, легшие в основу произведения. Имея договоры, соглашения персонально на гастроли, театр не выехал - неимоверный взлет цен на билеты.
Сегодня театр имеет в репертуаре: "Юнона" и "Авось", "Иисус Христос - суперзвезда", "Капитанская дочка", "Орфей и Эвридика", "Кентервильское привидение" и для детей: "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях", "Синяя птица", "Гадкий утенок".
Комментарии посетителей (7)
Из последнего смотрела мюзикл Леди Гамильтон. Актеры замечательно пели, достойная хореография. Виктория Жукова была восхитительна. Отлично вжилась в сложную роль Леди Гамильтон. Очень понравился актер игравший Нельсона. Чувственный и внешне олицетворяющий своего героя.
Сам театр много гастролирует. Сейчас как раз именно с этим мюзиклом они активно и ездят по городам России.
Крайне не рекомендую данную постановку к просмотру, в особенности если вы знакомы с «оригинальной» версией рок-оперы (фильм 1973г., ролики на ютубе с бродвейских постановок или хотя бы альбом 1970г., где партии Христа исполняет солист Deep Purple Иен Гиллан).
То, что представляет на сцене театр Рок-опера, больше всего похоже на любительскую постановку студенческого театра, причём не самую талантливую. Христос в исполнении Ярослава Баярунаса выглядит растерянным мальчиком, который очень напуган тем, что оказался на сцене и не знает, что делать (поёт хорошо, но это же не академическое выступление, хотелось бы увидеть немного актерской игры). Кайафа (Кирилл Смирнов), Анна (Александр Кавин) и Понтий Пилат (Богдан Вивчаровский) на сцене неприкрыто скучают и томятся в ожидании окончания своих партий. Отдельный поток негодования вызывает кордебалет. Дело даже не в том, что одни и те же люди играют толпу, юродивых, апостолов, свиту Ирода, римлян, не всегда при этом даже меняя костюмы, чем сильно путают зрителя; но то, как они исполняют свои роли: пластика актёров на уровне школьной постановки, танцы разрозненны и неуклюжи. Положительное впечатление оставили только Мария (Анна Позднякова) и Иуда (Вячеслав Ногин). На таланте, харизме и отдаче этих актеров держалось все представление.
Декорации отсутствуют, но это простительно в современных реалиях. Костюмы героев намекают на то, что костюмер в постановке участия не принимал и актёры все делали своими силами. Макияж и грим у актеров смотрится абсолютно разномастно и выполнен в стиле «кто на что горазд». Все в совокупности выглядит очень непрофессионально, и за такие деньги (билет стоил без малого 2000) данное представление - демонстрация просто бессовестного наплевательского отношения к зрителю. Никогда ещё не получала такого негативного впечатления от похода в театр.
Но всё происходящее дальше не то чтобы смутило меня, а повергло в состояние полнейшего недоумения и глубокого разочарования, которое длится третий час к ряду. Постановщиком танцев (осмелюсь назвать такое дергание на сцене танцем), судя по всему, был энцефалитный клещ. Выступающие выдавали такие хореографические пируэты, что я была вынуждена снять очки, так как боялась не справиться с приступом тахикардии, резко меня охватившим. Я тихо радовалась моментам, когда танцующие, падали ниц и не двигались в течение нескольких минут - такое происходило раз пять за два часа.
Актёры-певцы, я не знаю как правильно их назвать, исполняли арии такими голосами, что мне и в ужасном сне не снилось – то гнусавя, то фальшивя, то сбиваясь с ритма, то и вовсе пели невпопад (только к женским партиям вопросов нет). А когда на сцену вышли солисты со шнуровыми микрофонами, мы еле-еле сдержали накатившую волну истерического смеха.
Но всё же мы не покинули эту вакханалию и более того, дали этой художественной самодеятельности ещё один шанс, оставшись после антракта. Но всё тщетно. Думаю, эта постановка достойна лишь награды «Весна студенческая-1999». Ушли мы, под бурные аплодисменты и крики «Браво!», не удовлетворившись ни на йоту, и не понимая, кому все эти «Браво!» и авации? Проходящие мимо нас зрители были восторженны и воодушевлены, что нельзя сказать про нас, видимо избалованных «Балом вампиров». Эх, Ожогин, где ты?