Программа праздничного пасхального концерта петербургской органистки Натальи Михайловой составлена из сочинений композиторов XVIII–XIX веков. Она объединяет разные национальные школы: итальянское барокко (А. Вивальди и А. Марчелло), немецкое барокко (наряду с И.С. Бахом представленное герцогом Саксен-Веймарским Иоганном Эрнстом IV), венский классицизм (В.А. Моцарт) и французский романтизм (Ш. Гуно и Ш.-М. Видор). Большую часть программы составляют барочные концерты. Этот жанр был очень популярен в то время. Следует особо отметить соседство двух имён в отдельных произведениях. В эпоху барокко отношение к чужой музыке было иным, чем в наше время. В музыке ренессанса, барокко и даже классицизма индивидуальное творчество в некоторой мере осознавалось как вклад в общекультурное наследие, являющееся достоянием всех. Поэтому и брать материал из этого общедоступного фонда для своего творчества считалось нормой. Метод заимствования получил название пародии, но не в современном иронически-высмеивающем понимании, а в значении творческого диалога, в котором к уже сказанному добавлялись всё новые грани. Одним из известнейших подобных примеров является Ave Maria — прекрасная духовная ария, мелодия которой была сочинена Ш. Гуно в XIX веке в гармоничном соответствии с аккомпанементом — Прелюдией до мажор И.С. Баха из I тома Хорошо темперированного клавира, написанной столетием раньше. Отчасти с этим принципом соотносятся и органные обработки концертов, изначально написанные для солирующего инструмента с оркестром. Универсализм Баха, поднимающий его на недосягаемую высоту в истории всей европейской музыки, выработался и посредством изучения национальных музыкальных школ. Все органные и значительная часть его клавирных концертов являются транскрипциями (обработками) концертов итальянских композиторов — законодателей этого жанра: А. Вивальди, А. Марчелло и др. Имя герцога Саксен-Веймарского осталось в истории музыки во многом благодаря Баху. Герцог прожил короткую жизнь с трагической развязкой — скончался в восемнадцатилетнем возрасте после продолжительной болезни. Он был талантливым скрипачом, а кроме этого занимался у веймарского органиста И.Г. Вальтера, коллеги и друга Баха. Результатом занятий стали сочинения, в том числе концерты для скрипки с оркестром. Шесть из них впоследствии издал Г.Ф. Телеман, а два — обработал для органа Бах. Именно его обработки сохранили до наших дней память о веймарском герцоге.
Исполнитель: Лауреат международных конкурсов Наталья Михайлова (орган, Санкт-Петербург) Программа концерта: Антонио Вивальди (1678–1741) – Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Концерт ля минор, BWV 593: Tempo giusto — Adagio — Allegro Алессандро Марчелло (1669-1747) Адажио из Концерта для гобоя с оркестром ре минор, S. Z799 Иоганн Себастьян Бах Концерт соль мажор (обработка концерта Иоганна Эрнста IV Саксен-Веймарского), BWV 592a: Tempo giusto — Grave — Presto Иоганн Себастьян Бах – Шарль Гуно (1818–1893) Ave Maria Антонио Вивальди - Иоганн Себастьян Бах Концерт фа мажор, BWV 978: Tempo giusto — Largo — Allegro Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) Фантазия фа минор (Adagio — Allegro), KV 594 Шарль-Мари Видор (1844–1937) Токката из Органной симфонии №.5, оp.42, № 1