Летний фестиваль электронной пространственной музыки «Acousmonium» стал уже своего рода визитной карточкой Новой сцены Александринского театра для искушенных слушателей. В этом году в рамках фестиваля будет представлена программа «Schnittke Live (E+U). Оркестр громкоговорителей» — концерт с исполнением музыки Альфреда Шнитке на многоканальной системе акусмониум. «Schnittke Live (E+U)» — часть большого исследовательского проекта Олега Нестерова «Три степени свободы», посвящённого феномену советской киномузыки. В Советском союзе музыку для кино писали Шнитке и Прокофьев, Каравайчук и Шостакович, Хачатурян и Вайнберг. Нигде в мире композиторы такого высокого уровня не работали в кино. Для советских композиторов киномузыка стала самым свободным проявлением в искусстве: существуя официально, она могла не вписываться в каноны «социалистического реализма». Программа «Schnittke Live (E+U)» — это аудиовизуальное путешествие по миру киномузыки Альфреда Шнитке, одного из крупнейших композиторов XX века, автора музыки к легендарным картинам, сочинившего саундтреки более чем к 60 фильмам. Его музыка будет исполнена на акусмониуме, оркестре из громкоговорителей различных форм, размеров и частотных характеристик. В самих принципах акусмониума заложены многослойные фактуры и теневая музыка, которые Шнитке активно использовал в своей работе. В своих работах композитор часто обращался к пространственному звуку. О многоканальном звуке (стереофонии, квадрофонии, октофонии) он говорил как о важнейшем открытии, которое принесло в звучащую материю живую игру музыкальным пространством и тем самым избавило её от мертвенности одномерной звуковой дорожки. Сочиняя Третью симфонию, рассчитанную на новый зал Гевандхауза, Шнитке намеревался в полной мере использовать все его возможности: «...Кроме чрезвычайно выгодной естественной акустики — все микрофоны и динамики, установленные в стенах и на потолке. С помощью такой техники можно было бы создать любую движущуюся звуковую картину. Я представлял себе, что удастся реальное звучание оркестра на сцене сопоставить с записанным, пространственно статичное — с неким движущимся вихрем музыкальной фонограммы. Однако пока новая техника полностью не освоена, возможности зала не изучены, задуманный эффект остался нереализованным». Проект «Schnittke Live (E+U) (E+U)» — попытка реализовать эту идею при помощи современных технологий. На концерте зрители услышат различные сочинения композитора, как киномузыку, так и академические произведения, и смогут почувствовать связь между «Е» и «U», услышать диалог киномузыки и академической музыки Шнитке. Важной частью концерта является видеоинсталляция с кадрами из фильмов, музыку для которых написал Альфред Шнитке. Ее автор — Дина Караман, видеохудожник и режиссёр, участница Венецианской биеннале, фестивалей MIEFF, «Послание к человеку» и «Зеркало». Дирижёрами «оркестра громкоговорителей» будут Борис Шершенков и Илья Symphocat, они исполнят свой пространственный вариант музыки Шнитке на системе акусмониум. Куратор проекта — музыкант Олег Нестеров («Мегаполис») Продюсер проекта — Саша Ахмадщина Куратор фестиваля электронной пространственной музыки «Акусмониум» — Антон Яхонтов aka Patrick K.-H. Художник по свету — Стас Свистунович Впервые программа была исполнена на киностудии «Ленфильм» в декабре 2021 года Киномузыка Произведения Шнитке известны миллионам кинозрителей — он сочинил саундтреки к более чем 60 фильмам: «И всё-таки я верю...» Ромма, «Восхождение» Шепитько, «Фантазии Фарятьева» Авербаха, «Стеклянная гармоника» Хржановского, «Посетитель музея» Лопушанского. Киномузыка стала для Шнитке настоящей лабораторией стиля, испытательным полигоном для идей: «задача моей жизни — это преодоление разрыва между „Е“ и „U“ (E-Musik, ernste Musik и U-Musik, Unterhaltungsmusik — серьезная и развлекательная), даже если я при этом сломаю себе шею». Преодолеть этот разрыв композитору действительно удалось: самые удачные находки в киномузыке Шнитке использовал в своих академических произведениях. Именно исследование взаимовлияний кино- и академической музыки Шнитке стали главной целью проекта. Андрей Хржановский называл Шнитке изобретателем «многоканального» языка. Для композитора были очень важны поиски в области соединения разных фактур, идея многоэтажного пространства: «...Сама наша жизнь невероятно эклектична, мы живем под воздействием многих факторов. Мы воспринимаем мир „многоканально“, мы думаем параллельно несколько мыслей, слушаем радио, смотрим телепрограмму, занимаемся ещё чем-то...» Проект «Три степени свободы. Музыка кино ссср» Проект включает в себя интернет-портал www.musicinema.ru, музыкальный сборник в цифровом пространстве и на виниле, книгу издательства «Порядок слов». Партнеры проекта: киноконцерн «Мосфильм», киностудия «Ленфильм», акционерное общество «Фирма Мелодия».
Подписаться:Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это
Дмитрий Лысенков мне напоминает Ивана Охлобыстина по манере представления себя на сцене и по типажу. На спектакль попала случайно, пригласили друзья дочери-студентки. Было интересно и само новое здание посмотреть. Современный стиль, чисто, светло. Постановки и знакомые, и не совсем, стараются прочесть старое по-новому. Заметила ожидаемые вкрапления, свойственные постсоветскому времени, акцентирование на "грехах партии", но это как очередная волна борьбы с культом личности вождя или модная тема перестройки. Все это уже проходили, но в таком виде на других площадках ничего подобного сейчас нет.
Наверное самый современный театр в нашем городе. Очень нравится его футуристичный дизайн. А вот постановки тут бывают довольно специфичные и подойдут не каждому зрителю - ведь подход бывает слишком современный и у некоторых психика не выдерживает. Но в целом, что бы тут не ставили - оно на хорошем профессиональном уровне.