Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.

16+

Выставка "Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина"

10115

Страница создана 26.07.2022 и обновлена 14.12.2023

Повысить аудиторию мероприятия
Когда
с 26 июня 2022 г. 11:00
по 30 октября 2022 г. 11:00
мероприятие прошло
Место +7 (812) 571-34-65 Государственный Эрмитаж
СПб, пл. Дворцовая, д. 2 на карте
  Адмиралтейская (434 метра построить маршрут до метро)
  Невский проспект (901 метр пройти от метро)
  Гостиный двор (1.3 км)

Центральный район
Цена, Р 500500
Теги живописьграфикаскульптураклассическое искусствоискусстводо 500 рубвременные выставкихудожественные выставкитематические выставки
Событие прошло?
Подпишись на Государственный Эрмитаж,
получай отзывы и напоминания
 

Мероприятия в Государственном Эрмитаже

30 апреля 2024 10:00Выставка "От готики до Гойи"
6 марта 2024 года в Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа начинает работу выставка...
6 мая 2024 19:00Праздничный Пасхальный концерт 2024
В Гербовом зале Государственного Эрмитажа состоится праздничный концерт, посвящённый...

2200-4500 Руб.
30 мая 2024 20:00Концерт "Вивальди. Времена года"
Всеми любимые «Времена года» Антонио Вивальди прозвучат в этот вечер...

2500 Руб.


Внести изменения Внести изменения
 

Выставка «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина», посвященная величайшему коллекционеру французского модернизма.

К 1914 году коллекция Сергея Ивановича Щукина, была одной из лучших в мире, аналогов ей не было ни в Европе, ни в Америке. На выставке в Государственном Эрмитаже будут представлены более 150 произведений из этого всемирно известного собрания: 30 картин Анри Матисса, 40 произведений Пабло Пикассо, знаменитый «иконостас» Поля Гогена, включающий 15 его работ, лучшие полотна Винсента Ван Гога, Клода Моне, Камиля Писсарро, Андре Дерена и многих других.

Выставка, организованная Государственным Эрмитажем совместно с Государственным музеем изобразительных искусств (ГМИИ) имени А.С. Пушкина и внуком Сергея Ивановича Щукина Андре-Марком Делок-Фурко, уникальна тем, что именно в Петербурге хранятся важнейшие произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса, которые не могут покидать Эрмитаж по состоянию сохранности. Это позволяет создать экспозицию, максимально близкую к оригинальной «щукинской»: полотна, хранящиеся в Государственном Эрмитаже и ГМИИ имени А.С. Пушкина (Москва), впервые будут показаны вместе в столь полном составе.

Генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский отмечает: «Причина славы Сергея Ивановича Щукина не только в качестве и инновационном характере собрания Щукина, но и в драматической истории семьи Щукиных и в не менее драматической судьбе коллекции. Не было бы такой жизни, не было бы такой коллекции. Этот русский купец из старообрядцев оказал большое влияние на развитие нового искусства в Европе. Все знают, что без его заказов многие шедевры не появились бы; мы знаем, что его художественные пожелания принимались во внимание не только Матиссом. Более того — Сергей Иванович дал всем прекрасный пример того, как влиятельный и уверенный человек не отвергает непонятное, ищет смыслы, колеблется в выборе, мучительно думает, решает. Хрестоматийная история о том, как он заставлял себя смотреть на раздражавшую его картину Пикассо, чтобы понять её, созвучна тому, как царь Петр заставлял своих соотечественников смотреть на странную и раздражавшую их Венеру Таврическую».

Выставка построена не только на рассказе о самой коллекции Щукина, но и на образе его знаменитого дома в Знаменском переулке в Москве. Экспозицию открывает портрет Сергея Ивановича работы Корнелиуса Крона, который по-хозяйски встречает посетителей и как бы приглашает их в свой особняк. Это великолепное здание было построено ещё до пожара 1812 года, сменило несколько хозяев и неоднократно редекорировалось. Щукину достался интерьер в парижском стиле эпохи Наполеона III с пышной лепниной, множеством интерьерной скульптуры, бронзы. К отделке дома новый хозяин относился достаточно равнодушно, но его занимали колористические и экспозиционные эксперименты, поэтому часто картины развешивались прямо поверх лепнины, зеркал, причудливо и порой вызывающе сочетаясь со старинными коврами, вышедшей из моды мебелью и декором.

Незадолго до революции 1917 года Сергей Щукин, словно предчувствуя крах старого мира и сложную судьбу своей коллекции, подготовил план своего дома и подробный каталог с описаниями и фотографиями авторской развески, которую в 1914 году запечатлел фотограф Павел Орлов. Эти уникальные материалы и легли в основу выставочного пространства в Манеже Малого Эрмитажа. Кураторы воссоздали основные помещения дома на Знаменке: экспозиция организована по «комнатам». Зрители могут сами убедиться в том, насколько подробная реконструкция сделана в Эрмитаже: в каждой «комнате» помещены репродукции оригинальных фотографий соответствующих помещений.

С 1907 – 1908 годов дом Сергея Ивановича Щукина был открыт для посещения. Сначала нужно было записываться заранее, уведомляя о своём визите по телефону, которым в начале ХХ века уже активно пользовались богатые москвичи и петербуржцы. Со временем популярность щукинской коллекции так выросла, что правила посещения стали более свободными. В путеводителях по Москве, изданных до 1914 года, особняк Щукина уже входил в число главных достопримечательностей столицы.

Жизнь самого дома значительно изменилась с тех пор, как он превратился в публичное пространство. Сергей Иванович сохранил старые названия залов (Большая столовая, Музыкальный салон, Аванзал), но сам жил в задних флигельных комнатах, а перед самой революцией переехал в другой дом. После череды семейных трагедий (гибель сына Сергея, смерть любимой жены Лидии, сына Григория, брата и близкого друга Петра) прежняя жизнь с музыкальными вечерами, застольями и большими компаниями стала уходить из особняка на Знаменке – он постепенно превращался в музей.

На время работы выставки «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина» Манеж Малого Эрмитажа превратится в дом Щукина. Анфилады «комнат» предстанут перед посетителями, лишь немного отличаясь от оригинальных в доме на Знаменке наполнением и расположением.

Гости Щукина в первую очередь попадали на большую лестницу, где были вывешены знаменитые панно Анри Матисса «Танец» и «Музыка». Это решение потребовало от коллекционера недюжинной смелости – как он писал Матиссу, «Москва – это Азия. А люди здесь не любят ню. Конечно, есть несколько, но все равно, в Москве очень мало ню <...> такого не может быть в моем собственном доме». Однако в конце концов Сергей Иванович решил «пренебречь нашим буржуазным мнением» и подтвердил заказ двух панно. На выставке в Манеже «Танец» и «Музыка» также займут почтенное место и будут видны сразу и практически из любой точки зала.

После лестницы и Аванзала с небольшим ансамблем Матисса посетители оказывались в Музыкальном Салоне, где находилась импрессионистическая живопись. Картины Клода Моне, Огюста Ренуара, Камиля Писсарро, Пюви де Шаванна Сергей Щукин покупал в первые годы собирательской деятельности (1898-1904). В это время в его доме появились такие шедевры, как «Луга в Живерни» и «Завтрак на траве» Клода Моне, «Причесывающаяся женщина» Эдгара Дега, «Оперный проезд в Париже» Камиля Писсарро и многие другие. Весь живописный комплекс из Музыкального салона, за исключением нескольких картин, предстанет перед посетителями Манежа Малого Эрмитажа.

Следом за Музыкальным салоном в доме Щукина располагалась Розовая гостиная – на выставке эти пространства построены друг напротив друга. Оформлением этой комнаты занимался лично Анри Матисс, который посетил Москву по приглашению Щукина в 1911 году. Именно здесь в высшей степени проявились колористические эксперименты хозяина дома. В классическом шикарном интерьере были развешены «Марокканка Зора», «Портрет жены художника», «Нимфа и сатир», «Игра в шары», «Натюрморт с восточным ковром» – более 20 самых современных картин одного из самых модных художников начала ХХ века.

Уникальным пространством в доме Щукина была Большая столовая, декорированная ансамблем из произведений Гогена. Современники называли его «иконостасом» – и это название закрепилось за комплексом. «Иконостас Гогена» впервые будет показан в полном составе с момента раздела коллекции Щукина между Государственным Эрмитажем и ГМИИ им. А. С. Пушкина. Одной из главных премьер выставки станет «Жена короля» – картина, которой очень гордился сам Поль Гоген. «Мне кажется, что по цвету я еще никогда не создавал ни одной вещи с такой сильной торжественной звучностью»[3], – писал художник. Сергей Щукин купил «Жену короля» за баснословные 30 тысяч франков у Гюстава Файе в 1908 году. Картина хранится в ГМИИ им. А.С. Пушкина, и её участие в выставке стало возможным благодаря высочайшему уровню доверия между музеями и долгой подготовительной работе. Другая важная картина Гогена – «Сцена из жизни таитян» из собрания Эрмитажа – впервые предстанет перед посетителями после длительной и сложной реставрации. Долгое время состояние и внешний вид картины были удручающими: казалось, что красочный слой был смыт, живопись выглядела белёсой и невыгодно выделялась среди других картин Гогена. «Сцена из жизни таитян» была передана в Лабораторию научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа. После длительного изучения выяснилось, что тонкий слой воска, которым Гоген покрывал свои картины, частично разрушился и утратил свои свойства, но под ним сохранена авторская живопись. Благодаря мастерской работе заведующего Лабораторией Виктора Коробова воск был восстановлен и почищен, так что картина вновь обрела силу и яркость.

Неповторимая атмосфера царила в, пожалуй, самом необычном помещении особняка Щукина – комнате Пикассо. Там была собрана та часть коллекции, которая интенсивно развивалась накануне Первой мировой войны. Сергей Иванович не сразу принял Пикассо – сам коллекционер говорил, что он мог купить картину и потом несколько месяцев заставлял себя смотреть на неё, привыкать, пытаться понять. Однако живопись Пикассо сильно интересовала Щукина, была предметом его долгих размышлений, как и для многих московских философов и интеллектуалов, посещавших особняк на Знаменке. 40 картин Пикассо были размещены всего на 25 квадратных метрах, что производило на многих ошеломляющее впечатление. Как отмечают кураторы выставки, именно в этой комнате был острее всего слышен шум времени, разлом старого и привычного перед мировой катастрофой. В Манеже Малого Эрмитажа картины Пабло Пикассо будут представлены вместе с произведениями Жоржа Брака и Анри Руссо.

Выставка «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина» завершает триаду выставок коллекции Сергея Ивановича. Масштабный проект начался в 2015 году с организации совместных экспозиций «Ключи к страсти» и «Шедевры нового искусства – коллекция Сергея Щукина из Государственного Эрмитажа и ГМИИ имени А.С. Пушкина». После исторического успеха выставки в Париже в 2016-2017 году – её посетили 1 250 000 человек – и в Москве в 2019 году выставка в Манеже Малого Эрмитажа станет завершающим аккордом триумфа Сергея Ивановича Щукина. 28 июня в ГМИИ им. А.С. Пушкина состоится торжественное открытие выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых», организованной совместно с Государственным Эрмитажем.

Кураторы выставки: Михаил Олегович Дединкин, заместитель заведующего Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа; Ольга Дмитриевна Леонтьева, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.

.Читать полностью

Как добраться

Маршрут

Событие упоминается в статьях
Космический джаз, виртуальная опера и Марина Цветаева: куда пойти на выходных 14 — 16 октября

Пока погода в Петербурге еще радует теплой золотой осенью, этим нужно успеть воспользоваться! Peterburg2 вновь подготовил для вас афишу на выходные, в...

Идем в гости к Набокову, вспоминаем Мольера и танцуем на балу: куда пойти на выходных 30 сентября – 2 октября

На горизонте снова показались выходные, а это значит, что настало время для очередной афиши от Peterburg2. Собрали события на любой вкус: концерт группы...

Играем в квиддич, учимся у фокусников и смотрим на картины из прошлого: куда пойти с ребенком после школы

Вот и наступила осень, а вместе с ней – учеба и все ее атрибуты. Но это время не только про стресс и домашки, а еще и про получение новых знаний и веселье...

Интеллектуальная пятница, киношная суббота и средневековое воскресенье: гид по выходным 19-21 августа

Продолжаем брать от жизни все – и предстоящий уик-энд не станет исключением. В традиционной подборке от редакции Peterburg2: музыка, кино, театр, фестивали...

Рекомендованы для посещения Петербургом2
Нескучные музеи для взрослых и детейНескучные музеи для взрослых и детейГосударственный музей-заповедник ПетергофГосударственный музей-заповедник ПетергофIT ресторан ИгристыеIT ресторан ИгристыеПочувствуй себя героем игры Angry BirdsПочувствуй себя героем игры Angry Birds Молодежный театр на Фонтанке Молодежный театр на Фонтанке
Отзывы о событии Выставка "Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина"Пожаловаться
0
Оценить событие   

Комментарии посетителей о событии

Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте
Ваше имя
 
Юлия15 июня 2022 г. 16:57
Уже не первый раз посещаю Эрмитаж, но такого прекрасного экскурсовода давно не встречала. Если хотите чтоб экскурсия была интересной и увлекательной, то просите в экскурсоводы Шумакова Михаила! Очень хорошо поставлена речь, рассказывает без запинок и интересные факты.Михаил БОЛЬШОЕ ВАМ СПАСИБО от Орловских туристов!
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Марина19 февраля 2022 г. 11:12
Очень печально, когда идешь в Эрмитаж, ожидая окунуться в вечные гуманитарные ценности, а тебя ошарашивают компьютерными технологиями, которые тебя рассматривают, как статистическую единицу, не более того. Слушала лекции в Лектории Эрмитажа. Прослушала 5 из цикла " Иранские классы". На 6- ую лекцию немного опоздала, на могу купить билет как обычно он- лайн ( телефон разрядился), прошу продайте мне билет через кассу, но УВЫ, никому до моих проблем нет дела. Очень отзывчивая и интеллигентная девушка на контроле смущенно разводит руками : " Система закрывает продажи в момент начала лекции, билеты через кассу продать не можем - кассиры и администратор уже ушли". Я стою в мрачном пустом холле Главного Штаба и ощущаю, что вместо храма гуманитарных ценностей попала в жесткий цифровой крематорий, где человек есть статистическая единица в матрице , созданной кем- то неведомым, но отрицающим все то, для чего Эрмитаж существует. Спасибо за прекрасный урок реальной действительности. Как нельзя лучше стало понятно, куда движется этот мир , и Эрмитаж туда же, не сопротивляясь, не отстаивая человеческую сущность, не подвергая сомнению превалирование цифровых ценностей над общечеловеческими. Такие грустные выводы меня посетили в Эрмитаже. Интересно, как долго простоит Эрмитаж в век цифровых технологий?
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Вероника БГХМ - Марина23 августа 2022 г. 11:40
Марина, увы, да, насчет кассы. Я хоть и другой музей представляю, но вот у нас был момент эвакуации всего музея и кассу пришлось закрыть. По закону в этот день кассир уже не имела права возобновить работу и продать билеты - ни входные, ни экскурсионные, ни лекционные ни на иные мероприятия, и наличкой тоже нельзя - все автоматизировано. И музей закрылся. Это системный момент, все компьютеризировано.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Резеда 9 июля 2021 г. 14:09
Ужасно!!! Хотели с ребёнком инвалидом пройти по льготным билетам, и как всегда одни направили в одну сторону за ними, другие в другую сторону, третьи сказали что вообще нет льготных билетов и это называется государственный музей, почему во всех музеях вход детям инвалидам бесплатно а здесь нет и ещё возмущаются и умудряются спрашивать группу инвалидности ребёнка, очень профессиональные сотрудники!!!!!
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Наталья26 июля 2020 г. 9:40
Получила свою ложку дегтя. В Эрмитаже не должно быть непрофессиональных сотрудников!"Изоляция"может быть и есть,но далеко не интеллигентная.Одни слова.Заходили в музей по электронным билетам.Из-под лестницы выбежала женщина с вопросом:"Вы на экскурсию?"Ответ:"Нет.С нами нельзя.Нас пять человек."Женщина побежала в противоположную от нас сторону и привела с собой еще одну.Последняя не представившись стала говорить,что надо идти молча,иначе разговор -это экскурсия,а экскурсии не проводятся.Однако,молча идти по музею как-то совсем никак.Хотя-бы парой слов переброситься.Тем более,что РОСПОТРЕБНАДЗОР ни словом не обмолвился о молчании в музее в пандемию.Нужны СИЗ (маски,перчатки были надеты).Знаков,запрещающих разговоры в залах тоже небыло.(Пообщаться,поделиться впечатлениями хочется.Затем первая женщина заявила что видела меня в Эрмитаже вчера и третьего дня.А я вчера посещала Ораниебаум по именному электронному билету.(Кстати,я предлагала им посмотреть документ-отказались).В общем,у меня поднялось давление до 200(вызывали медсестру),впечатление от музея (дети первый раз)смазано.Я потеряла час на "разборки" из выделенных двух часов на посещение.Удивило и возмутило,что вместо того чтобы разрешить и погасить конфликт,сотрудники музея ,проявив бестактность и полный непофессионализ,его (конфликт)провоцировали и раздували в залах,что мешало посетителям. Только после моей настойчивой просьбы была приглашена охрана,и мы перешли в служебное помещение.Справедливости ради стоит сказать,что представитель внутренней охраны вел себя корректно,помог мне найти моих друзей и вернул мне забытые вещи.В Эрмитаже должны работать только профессионалы. Исключите хамство,бестактность,грубость,местничество,круговую поруку,нарушение прав человека в музее!.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Ирина26 декабря 2019 г. 14:17
8 декабря ходила в Эрмитаж с ребёнком, это было третье наше посещения с сентября месяца, предыдущие два раза я приносила с собой паспорт ( который никто не спрашивал) для покупки билета по 400₽, в этот раз паспорт не брала и как назло у меня его стали спрашивать и наотрез отказались продавать льготный билет , пришлось купить за 700р, НО каково было мое удивление когда придя домой и вынимая билеты я обнаружила , что кассир пробила и дала мне билет за 400р, а сама с меня требовала 700р- которые я и заплатила в итоге. Отвратительный персонал работает в Эрмитаже, хожу много куда с ребёнком , но таково отвратительного отношения не встречала! В гардеробе ели шевелится или старая бабка либо в наш последний раз алкоголик с перегаром . Не говоря ещё о том, что работающий там экскурсовод проводя экскурсию для одной пары, стала вызывающе громко рассказывать и на повышенном тоне в приказном порядке попросила отойти нас от картины и не мешать ей везти свою долбанную экскурсию. Это вообще как?!
Ответить
Пожаловаться 0 / 0

Прошедшие события

Главное
Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю