Санкт-Петербургский театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова был основан 1 ноября 1988 году Рудольфом Фурмановым. Но история его театра началась задолго до того дня, когда были сочинены и подписаны первые учредительные документы, и Мария Владимировна Миронова «разрезала голубую ленточку, перед входом в историю театра имени его сына».
Так получается, что история театра «Русская антреприза» имени Андрея Миронова - неотъемлемая часть истории русского театра. И это не пустые слова запутавшегося в датах театрального историка. Она началась задолго до официального открытия театра 1 ноября 1988 года и охватывает собой весь период творчества Рудольфа Фурманова - первого настоящего театрального антрепренера в постсоветской России. Она включает в себя жизнь и творчество великих артистов, с которыми работал антрепренер. И которые по праву составляют и историю, и славу его театра.
За время служения сцене Рудольфу Фурманову, первому из российских театральных деятелей, удалось воссоздать в русском послереволюционном театре (после издания декрета о национализации театров в 1919 году) подвижный принцип театральной антрепризы, в разное время собиравшей в спектакли и концертные программы лучших артистов страны.
Николай Симонов и Аркадий Райкин, Андрей Миронов и Сергей Филиппов, Владислав Стржельчик и Алиса Фрейндлих, Анатолий Папанов и Евгений Леонов. Иннокентий Смоктуновский и Юрий Яковлев, Евгений Лебедев и Михаил Козаков, Вадим Медведев и Валентина Ковель, Константин Адашевский и Ольга Лебзак, Людмила Чурсина, Николай Трофимов, Юрий Яковлев, Зиновий Гердт, Олег Басилашвили, Михаил Ульянов, Валерий Золотухин, Василий Лановой, Светлана Крючкова, Элина Быстрицкая, Юлиан Панич, Николай Караченцов, Владимир Татосов, Константин Райкин, Юрий Никулин, Георгий Товстоногов, Марк Захаров - гении русской сцены, ушедшие и ныне здравствующие настоящие театральные звезды на протяжении нескольких десятилетий, благодаря Рудольфу Фурманову, регулярно гастролировали по стране с оригинальными концертными программами. Именно они по сути и составляли первую, неформальную труппу Фурманова и несомненно скорректировали будущее его театрального дела на удачу. Они протянули связующие нити от великой истории русского театра — к молодому театру. Они стали его ангелами-хранителями и его крестными отцами. (Портреты этих артистов составляют сегодня целую театральную экспозицию в театре им.А.Миронова. Пройдя её, можно познакомиться с уникальными страницами из истории жизни не только самого театра «Русская антреприза» им.А.Миронова, но и неизвестными эпизодами целой театральной эпохи русского театра).
1 ноября 1988 года слово «антреприза» (франц. entreprise), означающая театральное предприятие, созданное и возглавляемое частным предпринимателем - антрепренером, стало, благодаря Рудольфу Фурманову, именем собственным.
Прообразом «Русской антрепризы» имени Андрея Миронова была «Концертная студия театральных актеров» имени Андрея Миронова, созданная 1 ноября 1988 года и в 1991 году окончательно обретшая статус театра имени Андрея Миронова. (В мае 1991 года к 50-летию со дня рождения артиста был создан спектакль-концерт «Белеет мой парус...» с участием: Марии Владимировны Мироновой, Нины Ургант, Евгения Лебедева, Юрия Яковлева, Владислава Стржельчика, Николая Караченцова, Татьяны Догилевой, Михаила Мишина, Алексея Германа, Фаруха Рузиматова, транслировавшийся Петербургским телевидением в прямом эфире).
Являясь сегодня первым в России контрактным театром, театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова избрал не западную модель антрепризы, в течение нескольких лет осуществляющую и эксплуатирующую одну-две постановки, а соединил в себе достоинства европейского принципа негосударственного самофинансируемого театра с особенностями русской дореволюционной контрактной труппы и широкими художественными возможностями регулярного репертуарного театра.
Большую поддержку новому театру оказали мэр Санкт-Петербурга Анатолий Александрович Собчак, ставший до конца своей жизни верным другом театра (память о нем бережно хранят в «Русской антрепризе», посвятив памяти Анатолия Александровича спектакли «Отверженные» и «Сорок первый») и Президент России, занимавший тогда пост вице-мэра Петербурга, Владимир Владимирович Путин. 22 октября 1988 года в Доме актера на дне рождения артиста, режиссера и антрепренера Рудольфа Фурманова всячески поддержала идею рождения нового театра, - и Зам. председатель исполкома Валентина Матвиенко.
Чтобы оценить по достоинству основание в Ленинграде нового театра, сегодня надо помнить по крайней мере три вещи. Во-первых, свободное рождение нового театра в конце 80-х годов прошлого века в России было явлением исключительным. Во-вторых, присвоение новому театру имени современного артиста, - деяние по тем временам уж совсем невозможное, если не легкомысленное. Не Горького ведь, не Пушкина, - Андрея Миронова. Обретшего бешеную популярность совсем не за роли Жадова и Клаверова на театральных подмостках, а за легкомысленный «шансон» в кино, И, наконец, в третьих. Подлинной жизни любого театрального организма знатоки отводят, меньше кошачьей жизни - всего десять лет.
С первого сезона главной задачей нового театра стало создание собственного репертуара. Одними из первых премьер были спектакли-дуэты, поставленный актрисой и режиссёром БДТ Людмилой Шуваловой: «Старомодная комедия» по пьесе А. Арбузова с Алисой Фрейндлих и Владиславом Стржельчиком (1991) и «Любовные письма» А. Герни с Андреем Толубеевым и Екатериной Марусяк (1992). Оригинальной и творчески волнующей постановкой стала своеобразная актёрская исповедь, спектакль «Откровения Иннокентия Смоктуновского» (1993).
В начале 90-х годов театр проводил акции, способствующие развитию Санкт-Петербурга как культурной столицы России. В 1990 году в целях укрепления российско-германско-шведских отношений им была организована культурная программа для делегации графа Бернадта с острова Майнау. Театр способствовал и организации выставки в Музее этнографии «Оптические сны графа Бернадта»; в 1991 году состоялся концерт, средства от которого поступили в фонд Театрального института; в 1993 году участвовал в организации концерта в пользу Фонда возрождения Невского проспекта.
Одной из интересных акций, проведенных театром «Русская антреприза», была презентация в январе 1991 года книги Юлиана Панича «Александр Галич у микрофона (на основе передач радиостанции «Свобода»)».
Универсальность актёрской личности Андрея Миронова (чьё имя, с согласия его матери, М.В. Мироновой, не случайно избрал для себя театр), соединившей в себе целые направления в театральной эстетике, сотканной из каскадной феерической буффонады и водевиля, всех этих Флоридоров и Фадинаров, изящной и заразительной лёгкости концертных эскапад и пронзительного драматизма русской классики, фильмов И. Авербаха и А. Германа, — с самого начала позволило новому театру не ограничивать себя в репертуарных пристрастиях, ориентируясь прежде всего на «мироновское мироощущение».
В 1993 году режиссёром Владом Фурманом был поставлен спектакль «Мёртвые души» по поэме Н.Гоголя, ставший первой постановкой, серьёзно положившей начало формированию классического направления театра.
Три артиста (Сергей Русскин, Николай Дик и Алексей Федькин) играли двенадцать ролей, по очереди превращаясь то в Чичикова, то в Манилова, то в Коробочку. Яркий, насыщенный театральными эмоциями спектакль молодого режиссёра (выпускника последнего курса Г.А.Товстоногова) был удостоен премии «За новаторскую режиссуру» и в октябре 1998 года, сыгранный в 100-й раз, награждён Дипломом Первого Международного фестиваля Русского театра в Париже. В 1994 году спектакль «Мертвые души» был показан в рамках Херсонесских игр. (Сегодня спектакль прошел уже более 250 раз). «Мёртвые души» положили начало формированию репертуара театра, основанного только на лучших образцах классической литературы, и проявили внимание к театральному освоению прозы. Именно постановки прозы - Гоголя, Гончарова, Достоевского, Гюго, Лавренева и Салтыкова-Щедрина - будут определять лицо театра в последующие годы.Спектакль «Мёртвые души»в последний раз был сыгран в 26-м театральном сезоне 2013/2014 гг. и снят с репертуара.
В декабре 1993 года театр отметил своё пятилетие. В Гала-представлении «Театральные звёзды России» на сцене Большого концертного зала «Октябрьский» приняли участие ведущие актёры Москвы и Санкт-Петербурга Мария Владимировна Миронова, Элина Быстрицкая, Алиса Фрейндлих, Людмила Чурсина, Нина Ургант, Валентина Панина, Валентина Ковель, Иннокентий Смоктуновский, Михаил Ульянов, Евгений Лебедев, Олег Басилашвили, Валерий Золотухин, Андрей Толубеев, Владимир Татосов, Михаил Боярский, Владимир Зельдин, Федор Чехонков.
В 1995 году режиссёр Влад Фурман вместе с актёрами Валерием Дегтярём и Татьяной Кузнецовой осуществили тонкую сценическую интерпретацию киноповести Ингмара Бергмана «Сцены из супружеской жизни», сыгранную более 100 раз и сошедшую со сцены лишь 8 апреля 1999 года. Успешная сценическая судьба была и у спектакля Фурмана «Скандал в Пассаже», созданного по мотивам сатирических произведений Ф.Достоевского (1996 г.), премьера которого, как и «Сцен супружеской жизни» состоялась на сцене театра им.В.Ф.Комиссаржевской.
В течение первых 8 сезонов театр создавал спектакли, не имея собственной сценической площадки, выступая на сценах петербургских театров, неоднократно гастролируя по России и за рубежом.
Комментарии посетителей (42)
Знаю этот театр давно и прекрасно помню спектакли, которые брали за душу, заставляли плакать и оставались в душе надолго. Это другое - вышла и забыла. Жаль.
В спектакле совсем не передали атмосферу Японии начало 40-х годов. Ни декорации, ни костюмы, ни грим, ничего не было от Японии. Даже музыкальное сопровождение было на немецком (отвратительно) ??? Все шутки получились о настоящем времени у нас!
-Дешевые шутки, что санкции, заграничное ставить нельзя!
-Зачем театр сейчас? Сейчас стране не до развлекаловки! — негодует Цензор.
-Затем о мобилизации еще добавили.
Ничего от Китайско-Японской войне и трудностях, цензуре того времени. А напоследок шутка о ядовитой клизме, Гамлета и Джульетты, НУ ПОШЛО!!
Почему режиссеры, актеры думают, что зритель тупой??? Мы же не в Америке, очнитесь!! Люди большинство образованные, начитанные идут в театр, насладится игрой актеров постановкой спектакля, а видим дешевое (совсем не смешное) зрелище поставленное режиссером, так как ОН видит. Я так не вижу!! Не рекомендую, зря потраченное время!
Лаконичный новый перевод. Не Пастернак, но Шекспир в прозе.
Наверное, самый молодой Гамлет сейчас на петербургской сцене. И многие мысли звучат по-новому в устах молодого поколения. Тореадор на поле цинизма, лжи и равнодушия.
Хотя, казалось бы что мы не знаем о Гамлете.
Пронзительный финал с человеческим лицом и криком оставшегося в живых Горацио.
Очень рекомендую.
Особо удивляет "отсутствие костюмов". Там играют мужики с пузом. лет 50-60 и выше. Костюмы.... Никакие... Совсем. Как по улице идут в обычном костюме, засаленном.
Переиграть "шурика"....Один и тот же "недоактер" играет и Шурика, и Федора (приказчик царя). В одном и том же обычно костюме.... Ну отврат просто... А царицу и по совместительству жену Шурика играет беременная (по настоящему) девушка. Играют все посредственно. Не в сравнении с Гайдаем, а вообще посредственно...
И это ладно. "Спеклакть" заканчивается на сцене, где "Шпак" жалуется царю на предмет того, сколько у него похитили (как челобитную царю подаешь). И усе... Все "актеры" выходят на сцену кланяться...
А ничего, что в оригинале еще треть фильма, допрос в милиции, возвращение всех на место... 2 Ивана Васильевича перед одной Крачковской одновременно....
Это не спектакль. Он (даже в отрыве от фильма) не способен ничего сам по себе показать / проявить....
Ужас. не ходите.
За 2500 (около 40 долларов) можно сходить в Ленком или даже на Бродвей в Нью Йорке.
Борьба глупого бесталанного с цензурой - не лишенной логики и разума.
Скучно, господа!
Изначально билеты покупались на спектакль Воительница, 3 шт. Хотела сводить на него, приезжающую в гости, маму.
Когда в назначенное время пришли с мамой в театр, на входе нам сообщили о том, что спектакль Воительница перенесен на май, а вместо него будет Рюи Блаз. Якобы сотрудники театра обзванивали зрителей и предупреждали о замене. Хотя мне звонков и писем на эл.почту не поступало. Мы с мамой расстроились, но решили сходить, тк я обещала сводить ее в театр, а обещания надо выполнять. Третий человек сказал, что не пойдет и попросил сдать билет. Администратор не принял 3 билет, сославшись на то, что два билета уже использованы и 3ий он принять не может. Мне этот довод остался непонятен. Далее в кафе театра, хотели взять бокал шампанского, но увидели, как сотрудница, открывая бутылку, заткнула горлышко бутылки своей рукой. Мне кажется, это недопустимо по санитарно гигиеническим требованиям.
Сам спектакль не понравился. Во-первых, тема и сюжет нам были изначально неинтересны. Во-вторых, ужасная игра актеров. Переигрывали, резкие крики резали слух, внезапные падения, чтобы разбудить спящую публику. Вообщем, мы еле дождались антракта и поскорее сбежали от туда.
Резюме по итогу: лучше полюбоваться красивым зданием театра снаружи, посещать его крайне не рекомендую.
Не понравилось - ужимки Барона во второй сцене Скупого рыцаря - очень мешает;
Дон Карлос в образе офисного планктона - не смешно и даже не" смищно" (ребрендинг в байкера или олигарха средней руки не помешал бы), как и сцена распития чего-то там из ведра. Лауре зачитать рэп более подходящий моменту. ))
"Рюи Блаз", но такого актера как Андрей Миронов там нет...
Андрей Миронов ассоциируется больше с комедией, чем с драмой, трагедией, поэтому в репертуар театра нужно добавить и веселое (но без пошлости). Город устал. люди устали... На лицах людей- озлобленность. безразличие, грусть и нет улыбок... Театр это своего рода психотерапия, поэтому приходя в театр человек должен там получать не только драму, трагедию, но и надежду на будущее, то есть улыбку, веселье.