Санкт-Петербургский государственный театр юных зрителей входит в число старейших детских театров России – он распахнул свои двери в 1922 году. Сегодня ТЮЗ носит имя своего основателя – режиссёра, педагога, народного артиста СССР Александра Александровича Брянцева, в течение четырех десятилетий руководившего театром. Брянцев стремился претворить в жизнь идею о «театре особого назначения», который будет одинаково интересен трём поколениям зрителей: детям, подросткам и молодёжи. ТЮЗ и по сей день живет согласно художественным принципам, выработанным его легендарным основателем.
Помимо Брянцева в создании театра принимали участие многие деятели культуры того периода: профессора, педагоги, композиторы и актеры. Среди них – специалист по славянским языкам Н.Н. Бахтин, известный график В.И. Бейер, композитор П.А. Петров-Бояринов, актёр, драматург и театральный педагог П.П. Горлов, актриса, режиссёр и театральный педагог ПЕ.Н. Пашкова–Горлова. Большую часть своей жизни отдал театру композитор и музыкант Н.М. Стрельников, ученик Н.А. Римского-Корсакова. В течение трех лет литературно-репертуарную часть возглавлял поэт, драматург и переводчик С.Я. Маршак.
Первоначально театр располагался в здании бывшего Тенишевского училища на Моховой улице – в доме №35, где сегодня находится Учебный театр. Первый сезон открылся 23 февраля 1922 года спектаклем «Конёк-горбунок» по сказке П.П. Ершова. Этой постановке суждено было стать визитной карточкой ТЮЗа – пережив несколько возобновлений, она идет на сцене и по сей день, а сам «Конёк-горбунок» на протяжении многих лет был эмблемой театра.
Педагогическая деятельность всегда имела для ТЮЗа особенное значение. В 1924 году, спустя два года после открытия, при нем возникло Делегатское собрание – своеобразный детский парламент, «зрительский актив» театра, состоявший из представителей городских школ. Делегатское собрание просуществовало более 70 лет.
Репертуар ТЮЗа быстро расширялся: поначалу его составляли сказки и классические произведения, затем театр принялся осваивать и современную драматургию – в 1925 году А.А. Брянцев поставил спектакль по остросоциальной пьесе драматурга, актера и режиссера Л.Ф. Макарьева «Тимошкин рудник», написанной им специально для ТЮЗа.
Даже в самые трудные для страны периоды ТЮЗ не прекращал работу. Во время Великой отечественной войны спектакли игрались ежедневно – несмотря на то, что многие работники театра ушли на фронт или отправились выступать на передовых позициях в составе бригад. В 1942 году ТЮЗ был эвакуирован из блокадного Ленинграда в уральский город Березники. Местного театра там не было, поэтому труппа ставила спектакли как для детей, так и для взрослых. Летом 1944 года театр вновь вернулся в своё здание на Моховой улице.
Послевоенный репертуар ТЮЗа был разнообразным: актуальные спектакли, носившие на себе печать эпохи («Сын полка», «Девочка ищёт отца», «Аттестат зрелости») соседствовали в нем со сказками и постановками русской и зарубежной классики («Двенадцать месяцев», «Ромео и Джульетта», «Гроза»).
В 1962 году во главе театра встал Зиновий Яковлевич Корогодский, народный артист РСФСР, видный театральный режиссёр и педагог. Он руководил ТЮЗом до 1986 года. Несмотря на то, что Корогодский пришел из «взрослого» театра, ТЮЗ остался верен прежним идеям. Были восстановлены легендарные «Конёк-горбунок» и «Дон Кихот», а многие новые спектакли по произведениям А.С. Пушкина, А.Н. Островского, У. Шекспира, Р. Киплинга и Ф. Зальтена стали значительными событиями в истории отечественного театра. Отдельное место заняли в ней такие постановки З.Я. Корогодского, как «Трень-брень», «Глоток свободы», «После казни прошу...», «Месс-Менд».
В том же 1962 году ТЮЗ обрел и новый дом – здание на Пионерской площади, не имеющее аналогов в отечественном и зарубежном зодчестве. При его проектировке были учтены все особенности детского восприятия: архитектура и цветовое решение зрительного зала и фойе позволяют маленьким зрителям чувствовать себя максимально комфортно и воспринимать сценическое действо во всей его полноте.
В 1969 году за заслуги в развитии театрального искусства ТЮЗ был удостоен ордена Ленина. В апреле 1980 года театру было присвоено имя А.А. Брянцева.
22 декабря 1996 года премьерой спектакля «Старосветские помещики» Н.В. Гоголя открылась малая сцена.
С 1986 по 1996 год ТЮЗ возглавлял выпускник ГИТИСа, ученик М.О. Кнебель А.Д. Андреев. С 1996 по 1998 год пост художественного руководителя занимал А.А. Праудин, выпускник ЛГИТМиКа, ученик А.А. Музиля. В 1999 году его сменил, выпускник СПбГАТИ С.К. Каргин, ученик Л.А. Додина. Каргин руководил театром до 2002 года. С 2002 по 2007 год ТЮЗ возглавлял лауреат Государственной премии России Г.М. Козлов. За два года до этого он открыл на малой сцене ТЮЗа «Творческую мастерскую», в которой молодые режиссёры и студенты СПбГАТИ проводили театральные поиски и эксперименты.
С 2007 года пост руководителя художественных проектов ТЮЗа им. А.А. Брянцева занимает народный артист Латвии А.Я. Шапиро.
На сегодняшний день в репертуаре ТЮЗа – более тридцати названий, рассчитанных на зрителей самого разного возраста.
Самые яркие работы ТЮЗа неоднократно отмечались российскими и международными наградами.
Театр ежегодно проводит Международный театральный фестиваль «Радуга», Международный «Брянцевский фестиваль» детских театральных коллективов, а также осуществляет проект «Радуга в странах Балтии», адресованный русскоговорящему населению стран Балтийского региона.
1 июня 2014 года, в Международный день защиты детей, ТЮЗ им. Брянцева реализовал проект по созданию на территории театра доступной, безбарьерной среды для детей-инвалидов. В театре были установлены мобильные пандусы для детей с ограниченными физическими возможностями. Театр создаёт необходимые условия и помогает юным зрителям активно участвовать в культурной жизни, помогает ощутить жизнь в полной мере, расширить кругозор, преодолеть психологические барьеры.
Комментарии посетителей (34)
Без душевных мук героев, без морали, только отвратительные танцы и дурацкие песни. Жаль .
Режиссер, способный говорить с юным поколением языком классики заслуживает глубочайшего уважения!
Снимаем шляпу перед работой Сусанны Цирюк и хореографа Антона Дорофеева! БРАВОООО!
Зная, чем закончится драма, до последней ноты, до последнего вздоха, зал замер в напряжении и ожидании...
Жаль тех, кто мыслит узко и шаблонно и счастье, что можно смотреть на произведение глазами гениальных режиссеров!
После всего остался один вопрос - как это развидеть?
Прямо мерзко. О таком надо предупреждать. Время своё жалко. На душе как кошки насрали. Возможно это состояние от современного прочтения.
Рекомендую всем идти на этот спектакль, берите всех своих друзей, приходите с подростками! Замечательный спектакль, чтобы показать молодому поколению, что театр - это не нудные и долгие речи, некрасивые костюмы, а театр в 21 веке - это про актуальность, драйв, красоту и веселье !!!!!!!!!
Под увертюру Исаака Дунаевского бриг с «Алыми парусами» входит в июне в Неву и несёт выпускникам свет и надежду, а что несут «Алые паруса» Максима Дунаевского? Почему это в ТЮЗе? Не хочу для девочек парусов, окрашенных вином из борделя!!! Шла, думала, морщилась, напевала. «На крыльях алых парусов, теряя голову, летиииишь».
Девочка Ассоль, наделенная с детства живостью и романтикой в юном сердце, считаясь у своих сверстников слабоумной и неинтересной девчонкой, по ходу действия превращается в девушку легкого поведения, которую призывают расплачиваться телом за "грехи" отца. Отец все пропил, и нашел спасение в бутылке, борясь за справедливость. Люди в их окружении не отличаются утонченностью, они грубы и неуклюжи, в их жизни больше плохого, они также погрязли в разврате, как и все на этом тонущем корабле. Призывы к благословению Господа, вызывают только смех, а несостоятельность режиссуры, бесконечные повторы сливается в саркастические замечания в зале, который гудит и не умолкает ни на минуту.
Но спектакль говорит, что в общем-то так можно жить.. можно отказаться от мечты, от идеалов, спасаясь в безудержной пляске с каким-то волшебником, призывая к любви без последствий на одну ночь. И мы упиваемся восторгом.. и пляшем на развалинах нашей детской, призрачной мечты. Где детство? Почему его отобрали и так лживо обменяли на "взрослость", сказав что это счастье?
Поэтому так не удивительно, выходя из зала, слышать насмешки и брань в уборных молодых людей.. что запомнят юноши после встречи с театром? Что поменяется в них? Что "пиво - пена и вода", "бутылка из под виски сгодится для записки", "нельзя курить без папироски".. и все позы из Камастуры, проиллюстрированные со сцены? Что тогда мы требуем от наших детей, если Государственные театры позволяют выпускать такие низкопробные спектакли? Работа в театре трудна прежде всего тем, что надо угадать, почувствовать действительные нужды зрителей. В детском театре это особенно важно. Что дадим в детстве, то останется у человека на всю жизнь. И мы идем на поводу, пытаясь спасти умирающий театр, идем на потребу.. совсем не понимания наших детей, не желая услышать их.
А им смешно, что есть такой театр. Пора с подростком говорить серьезно и сложно! Именно в спектакле для подростка театр часто перестает быть серьезным, тонким, а значит, и содержательным. Вся энергия уходит на то, чтобы угодить, развлечь, позабавить зрителя, и мы теряем достоинство. А они смеются.. лишь бы не шумели.. взбухая морской пеной о нашу разбитую пристань.
Любое произведение рождено потребностью автора высказаться о времени и о себе. Понять художника можно, только если судить о нем по законам, которые он сам себе выбрал. То, о чем говорит со своим зрителей ТЮЗ им.А.А.Брянцева можно не судить.. а лучше и вовсе не смотреть. "На место преступление вернуться можно, а туда где любил - никак".. А возвращаться и не хочется.
Всегда думала, что ТЮЗ им. Брянцева - это площадка для зрителей школьного возраста, максимум - для старшеклассников или же родителей с маленькими детьми. Но вот смотрю афишу на ближайшие недели и вижу постановки с ограничением 18+ (например, "Контракт"), а также балет "Петербург - три века в танце". Наверное, это хорошо, что из репертуар становится разнообразнее.
Я получила то, что хотела. Талантливый музыкант играл на сцене ТЮЗа СВОЮ роль. Он знал свой текст, жаль что сильно сокращённый. Новая песня "Трава" какая-то особенная, глубокая..и красивая. Другие музыканты тоже слегка поработали, а в основном скучали, ну и я с ними за компанию проявила терпимость - один из пунктов кодекса Шекспира (ли?). Спектакль ну очень "сырой". Даже детям, а им лет по 16, ясно, что без суфлёров вообще бы зрелища не вышло. Декорации, костюмы, точнее их отсутствие - такое убожество!!!, от бедности ли или по задумке художника по этим статьям. Сам зал какой-то задрипанный, хотя здание театра впечатляет как материалами, так и размерами. Словом, какой-то абсурд.. Пожимаю в недоумении плечами..