В настоящее время в фондах музея более 60 тысяч единиц хранения. Коллекции по истории подвижного состава: альбомы, чертежи, фотографии, книги; модели локомотивов (паровозы, тепловозы, электровозы) и вагонов, насчитывающие более 300 единиц, около 50 единиц натурных локомотивов.
Фондовые материалы музея являются наглядными документами по истории строительства железных дорог в России, о становлении и развитии отечественной железнодорожной науки и техники. Музей постоянно проводит поисковые, научно-исследовательские работы в архивах, библиотеках. Музейные материалы используются при подготовке кино- и видеофильмов, при организации новых музеев, исследователями и писателями. Экскурсионная и профориентационная работа, которая проводится со школьниками, факультативные занятия со студентами, детальное изучение железнодорожной отрасли являются основой массово-пропагандистской работы. Выставочная работа позволяет шире знакомить посетителей с фондовыми материалами. За год музеем проводится 12-15 выставок.
В Петербурге сегодня, 3 сентября, в пробном режиме открылся Музей мостов. Это филиал Центрального музея железнодорожного транспорта. Его можно посетить...
Жительницы Петербурга смогут 8 марта бесплатно посетить Музей истории религии, Центральный музей железнодорожного транспорта, Музей политической истории...
XIII фестиваль "Детские дни в Петербурге" пройдет в городе с 28 октября по 7 ноября, а также 11-12 и 18-19 ноября 2017 года.
Главное мероприятие фестиваля...
Обслуживание обычное. Ничего сверхъестественного.На интерьер мы не обратили внимания, увлеклись экспонатами.Удобно, что совсем недалеко от метро, буквально минут 5 идти.Коллекция богатая. Экспонатов очень много. Есть что посмотреть и чему удивиться)
3 ноября 2018 г. 13:238
В целом неплохо. С хамством сотрудников музея не сталкивались, хоть и выглядят они немного угрюмыми.
Оценка
Комментарии посетителей (3)
Екатерина
30 марта 2019 г. 10:35
Здесь представлены макеты строительных машин, использовавшихся для строительства железных дорог, различные паровозы, тепловозы, электровозы.
Я посещала музей со своими воспитанниками, детьми детского сада. Дети в восторге от посещения. Спасибо сотрудникам. С наступающим Новым годом, здоровья и благополучия. Воспитатель детского сада Наталья.
160 лет Министерству путей сообщения России
27 июня 1865 года Император Александр II издал Указ об учреждении Министерства путей сообщения России.
Руководство публичными зданиями было передано в ведение Министерства внутренних дел, а телеграф - Главному почтовому департаменту. В МПС был сохранён Департамент железных дорог, и создано Управление Главного инспектора частных железных дорог.
Первым министром путей сообщения был назначен Павел Петрович Мельников - выдающийся ученый, талантливый инженер и организатор.
Его перу принадлежит первая в России книга О железных дорогах , многочисленные монографии, статьи, которые охватывают широкий и разнообразный круг вопросов, касающихся железных дорог.
Труды П.П. Мельникова положили начало железнодорожной науке, многим теоретическим разработкам, которые он претворял в жизнь при руководстве строительством железнодорожных линий.
Благодаря Мельникову Министерство путей сообщения становится одним из самых авторитетных ведомств России, а служба на железнодорожном транспорте считается одной из самых престижных.
вчера в 14:51
Первое изображение экспозиции старейшего технического музея
В фондах Центрального музея железнодорожного транспорта РФ хранится поздравительный адрес, который коллеги вручили директору Института инженеров путей сообщения Владимиру Петровичу Соболевскому. Пышно и торжественно оформленный документ был подготовлен в связи с 50-летием его трудовой деятельности. Должность директора Соболевский занимал 21 год, с 1861 год по 1882 год, самое длительное время за всю историю Института. Из директоров (ректоров) путейского вуза только Евгений Яковлевич Красковский столько же лет, с 1968 года по 1989 год, возглавлял это учебное заведение.
Владимир Петрович Соболевский родился 14 (26) июня 1809 г. в семье горного инженера Петра Григорьевича Соболевского. В возрасте 17 лет Владимир Петрович окончил Военно-строительное училище с присвоением звания прапорщика. Затем был прикомандирован к Петербургскому округу путей сообщения, где под руководством Петра Петровича Базена молодой инженер составлял проект реконструкции Шлиссельбургских шлюзов. Но, вскоре, ему пришлось прервать практическую работу, так как его зачислили в Институт Корпуса инженеров путей сообщения. В 1830 году Соболевский окончил Институт лучшим по выпуску, и его дальнейшая деятельность была связана с этим учебным заведением. Работая в Институте, Владимир Петрович, преподавал физику, химию, минералогию, участвовал в издании журнала Путей сообщения. С 1849 года был назначен на должность инспектора классов. Тогда же он принял «на ответственное хранение музейные модели». Соболевский, уделяя большое внимание совершенствованию учебного процесса, предложил ввести в институте углубленное изучение высшей математики, начертательной геометрии, физики и химии. Но постоянно в зоне его внимания был Музеум Института. Во время нахождения Владимира Петровича на посту директора Института в музей поступили новые экспонаты, в 1862 году был подготовлен первый каталог и музей открыл свои двери для широкой публики.
В памятном адресе Соболевского упоминались его заслуги, в том числе говорилось: «Что сделано Вами для Института инженеров путей сообщения, – того именно учреждения, которому Вы посвятили пятьдесят лет трудовой жизни Вашей? Ответ на это самый краткий: наша богатая библиотека, наши лаборатории и музеи, окончательным устройством своим обязаны инициативе и блестящим развитием энергии Вашей». В одном из элементов художественного оформления адреса была изображена экспозиция музея. Собственно, это первое изображение экспозиции музея, правопреемником которого является Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации.
24.06.2025 в 12:12
Первый опыт строительства метрополитена в нашей стране
1918 год ознаменовался переездом правительства страны из Санкт-Петербурга в Москву.
С середины 1920-х гг. начался значительный рост населения Москвы, которое к 1931 году составило 2,7 миллионов человек, а через пять лет уже 3,6 миллиона. В январе 1931 года случился один из самых серьёзных транспортных коллапсов в столице. Из-за сильного снегопада в этот день не работали трамваи, автобусы, извозчики, ситуация серьёзно накалилась. Дальнейшие попытки найти выход из кризиса путём увеличения трамваев и другого наземного транспорта были исчерпаны и к маю 1931 года стало понятно, что нужен метрополитен. Окончательное решение о строительстве метрополитена в Москве было принято 15 июня 1931 г. на Пленуме ЦК ВКП(б). В сентябре было создано Управление Метростроя и сформирован его аппарат, а с октября началось целенаправленное и конкретизированное проектирование. В ноябре 1931 года приступили к освоению площадки, и в декабре была вынута первая лопата грунта. Работы начались с опытного участка проходки по парижскому способу под Русаковской улицей на будущем перегоне между станциями «Сокольники» — «Красносельская». В течение 1932 года начались подготовительные работы на других участках и опытная проходка вертикальных стволов. Строительство первой очереди метро Москвы было настоящим трудовым сражением всей страны за создание подземных магистралей.
В январе 1932 года работы начались на всех участках, но шли они крайне медленно, прежде всего, из-за нехватки опытных специалистов. Не хватало рабочих рук. Зарплаты были небольшие, однако на строительство прибыли энтузиасты со всей страны.
Среди них был и 29-летний инженер Иван Георгиевич Зубков, который в последствии был назначен первым руководителем строительства Ленинградского метрополитена в 1941 году. В Москве, с 1933 по 1940 г. он прошел путь от начальника смены до руководителя шахты. Как отмечено в данных о трудовой деятельности, представленных начальнику ВОСО Ленинградского фронта в 1943 года, Иван Георгиевич Зубков в период строительства московского метрополитена работал в шахтах № 7-8, 31-32, 47-48. Шахты № 7-8 – строительство станции «Библиотека имени Ленина». Шахты № 31-32 – строительство станции «Александровский сад». Шахты № 47-48 – строительство станции «Смоленская». Быстро сходился с людьми, знал путь к рабочим, многое умел сам, да и организаторской хватки было не занимать. В 1939 году Верховным Советом СССР за работу на метрострое награждён медалью «За трудовую доблесть».
В 1932 г. технический отдел Метростроя подготовил для правительственной экспертизы первый (эскизный) план метрополитена. Окончательный проект первой очереди был утвержден весной 1933 г. Судьба Арбатского радиуса решилась и того позже — в конце осени 1933 г., когда приняли решение строить траншейным методом.
Первая очередь Московского метро открылась 15 мая 1935 г., в момент запуска насчитывала 13 станций, имела длину 11,2 км и шла от станции «Сокольники» до станции «Охотный Ряд» с вилочным ответвлением на «Парк культуры» и «Смоленскую».
22.06.2025 в 07:03
Сегодня, 22 июня День памяти и скорби, день начала Великой Отечественной войны.
В этот день мы вспоминаем тех, кто героически боролся за свободу и независимость нашей Родины. Особое место среди них занимают железнодорожники, чья самоотверженная работа была жизненно важна для военных операций и обеспечения тыла. С первых дней войны железная дорога стала играть ключевую роль. От железнодорожников зависела оперативная переброска боевой техники и десятков тысяч бойцов, развертывание боевых подразделений, организация снабжения, эвакуация людей и предприятий.
Наш музей хранит память о подвигах этих людей. Героические страницы истории Великой Отечественной войны в фотографиях, документах, подлинных предметах представлены на двух площадках нашего музея. На главной лестнице Центрального музея железнодорожного транспорта РФ (Садовая 50) работает выставка, посвящённая участию железнодорожного транспорта и вклада героев-железнодорожников в Победу.
В Музее мостов (Мучной пер.,2) продолжает работу историко-документальный проект «Дорога Победы Ивана Зубкова», рассказывающий об удивительной и трагической судьбе выдающегося специалиста в области транспортного строительства.
Мы помним и благодарим железнодорожников, которые своим трудом и мужеством внесли неоценимый вклад в Великую Победу. Мы скорбим по всем, кто ценой своей жизни выполнил святой долг, защищая свое Отечество.
20.06.2025 в 16:04
Музей Мостов на ПМЭФ получил макет Большого Смоленского моста
На площадке Петербургского международного экономического форума Нацпроектстрой передал Музею мостов уникальный экспонат.
Строительство Большого Смоленского моста, первого разводного через Неву за 40 лет, ведет компания «Дороги и Мосты» НПС. Генеральный директор «ДиМ» Михаил Григорьев и руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта Александр Сахаров поставили свои подписи в документе, фиксирующем намерения сторон.
«Для нашей компании большая честь и ответственность строить мост в городе, который ими по праву славится… А сегодня мы передаем уникальный экспонат в единственный в стране специализированный Музей мостов, где каждый петербуржец и гость города может увидеть славные достижения наших предшественников», – рассказал Михаил Григорьев.
Обращаясь к собравшимся, Александр Сахаров отметил: «Строительство Большого Смоленского моста – значимый инфраструктурный проект не только для Санкт-Петербурга, но и для всей страны… Очень важно, чтобы школьники, приходя на экскурсию в Музей мостов, видели не только исторические экспонаты, но и макеты современных проектов, загорались желанием самим создавать такие сооружения»
Макет размером 2 на 4 м выполнен в двух масштабах с высокой степенью детализации. Пролетные строения сооружения разводятся, тротуары и проезжую часть освещают фонари, по рельсам через мост проезжает трамвай. На ПМЭФ-2025 макет можно увидеть на официальном стенде Санкт-Петербурга.
#НПС_новости #Дороги_и_Мосты #Росжелдор #Нацпроектстрой #ПМЭФ25 @rlwgovru
Комментарии посетителей (3)